.

НВОС: разобран ряд вопросов, касающихся платы за вред окружающей среде

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 06-19-44/12844 от 06.06.2019

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Чиновники заострили внимание на нескольких важных моментах. В частности, на том, когда следует производить расчет допустимых выбросов и сбросов для объектов III категории, каковы «природные» обязанности лиц, ведущих деятельность на таких объектах, и какие именно коэффициенты надо применять при расчете данного платежа в тот или иной период.

Плата за НВОС: что, где, когда?

Данную плату взимают за следующие виды загрязнения (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 Правил):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Те фирмы и бизнесмены, деятельность которых оказывает подобный негативный эффект, и должны вносить плату «за грязь». Им необходимо подать в Росприроднадзор заявку о постановке «вредного» объекта на учет. Ведомство сделает это, присвоив такому объекту конкретную категорию (с I по IV) на основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Имейте в виду: при наличии исключительно объектов IV категории, то есть приносящих минимальный вред окружающей среде, вносить плату за НВОС не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370).

Обязанностью подавать упомянутую заявку, форма которой утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, лучше не пренебрегать. Иначе организации грозит штраф вплоть до 100 тыс. рублей, а ее должностным лицам – до 20 тыс. рублей (ст. 8.46 КоАП РФ).

Не должны платить за НВОС:

  • офисные компании;
  • большинство фирм, торгующих в розницу или оказывающих услуги населению;
  • те, кто эксплуатирует автотранспорт;
  • те, кто платит сторонней фирме за вывоз твердых коммунальных отходов.

Это следует, в том числе, из писем Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 и от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370.

Уточнить, надо ли вам платить за НВОС или нет, можно в региональном управлении Росприроднадзора.

Фирмы рассчитывают плату «за грязь» самостоятельно отдельно по каждому виду загрязнения – выбросам в воздух, сбросам в воду, размещению отходов. Для этого понадобятся данные о ваших фактических выбросах и сбросах, нормативы и лимиты из разрешения Роспотребнадзора, полученного по каждому объекту, и ставки платы (ст. 16.2, 23, 67 Закона № 7-ФЗ, постановления Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 и от 13.09.2016 № 913). Для расчета используют формулы, предусмотренные Правилами, и специальные коэффициенты.

В течение календарного года нужно перечислять авансовые платежи. Правда, субъекты малого и среднего предпринимательства от такой обязанности освобождены (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Плату же за НВОС по итогам 2019 года перечислите не позднее 02.03.2020.

Несвоевременное внесение платы «за грязь» грозит должностным лицам штрафом в размере от 3 до 6 тыс. рублей, а организации – от 50 до 100 тыс. рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

О чем поведали чиновники

Начало разъяснения посвящено «вредным» объектам III категории. То есть, тем, которые наносят природе незначительный урон. Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов для таких объектов не рассчитываются (кроме ряда случаев). Лицам же, ведущим деятельность на объектах III категории, необходимо разработать и утвердить программу производственного экоконтроля и ежегодно подавать отчет по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261.

Далее обращено внимание, что сейчас при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов применяют Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183.

Теперь – о коэффициентах. Вплоть до 31.12.2019 к ставкам платы «за грязь» применяются, в том числе, коэффициенты 1, 5 и 25. А с 01.01.2020 речь пойдет уже только о первом и последнем из них. Причем случаи их использования немного изменятся (приведены соответствующие новые формулировки).

Отмечено, что Правила до сих пор не приведены в соответствие с законодательными изменениями в части выдачи разрешительной документации и подачи отчетности с 01.01.2019 лицами, ведущими деятельность на объектах I, II и III категории. В настоящее время Минприроды вносит необходимые коррективы. В том числе, уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления отчета по объектам III категории. Речь идет о применении определенных коэффициентов в той или иной ситуации.

Что касается веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов и сбросов, то плату за НВОС по ним исчисляют по формулам из пунктов 17 и 21 Правил. А при получении разрешения на временно позволенные выбросы или сбросы – по формуле из пункта 19 данного НПА. При этом в пункты 17 и 21 сейчас также вносятся изменения и уточняющие формулировки.

А.В. Веселов, кандидат экономических наук, аудитор
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 06-19-44/12844 от 06.06.2019текст документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
№ 06-19-44/12844 от 06.06.2019

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо Росприроднадзора по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также применения коэффициентов к ставкам такой платы и сообщает.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах и сбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Одновременно необходимо отметить, что лицам, обязанным вносить плату, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, необходимо разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Закона) и ежегодно подавать отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

При этом Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018 № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ», тогда как актуальные методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов в настоящее время не утверждены.

В настоящее время при установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов применяется постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».

В силу пункта 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила).

Действующая редакция Правил содержит отдельные положения, которым подчиняется исчисление платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это положения пунктов 11(1) и 11(2) Правил.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

С 01.01.2016 до 31.12.2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются в том числе коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 5 - за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

С 01.01.2020 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяются коэффициенты:

коэффициент 1 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов.

Следует отметить, что Правила не приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Закон Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части вопросов выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчетности с 01.01.2019 лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории.

В настоящее время Минприроды России вносит корректировки в Правила с учетом указанных изменений.

В частности, уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета. Так, уточняется, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, используют коэффициент Кнд, равный 1, а в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25.

Что касается веществ, для которых должны быть установлены нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы или сбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил. При этом следует учитывать, что в пункты 17, 21 Правил также вносятся изменения, уточняющие формулировки.


Статс-секретарь - заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Ю.РАДЧЕНКО
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх