.

О камеральной проверке декларации по НДС

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа №Ф07-15509/2020 от 18.01.2021

Проверяя декларацию, в которой фирма заявила НДС к возмещению, ревизоры истребовали у нее целую кипу разных документов. Но организация посчитала, что от нее хотят слишком многого, и АС СЗО с этим согласился. Законным был запрос лишь на счета-фактуры и первичку (Постановление от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020).

У двух инстанций единства не было

ИФНС проводила камеральную проверку декларации по НДС, в которой компания заявила этот налог к возмещению. В рамках данной ревизии контролеры истребовали у организации большое количество документов, однако та посчитала, что такие действия чиновников не в полной мере соответствуют законодательству.

Компания обратилась за помощью к служителям Фемиды, но суд первой инстанции ее заявление не удовлетворил. А вот апелляция встала на сторону предприятия. Тогда инспекторы подали кассационную жалобу. Они не согласились с тем, что Налоговым кодексом РФ установлен закрытый перечень документов, которые можно истребовать при камералке декларации с суммой НДС к возмещению из бюджета. Ведь в рамках такой проверки контролеры вправе претендовать на бумаги, связанные с показанными в данном отчете вычетами, предусмотренные статьей 172 НК РФ и подтверждающие реальность хозопераций. Перечень же документов, оговоренных этой статьей, не является закрытым. Не нашел отклика у ИФНС и вывод апелляции, что в требовании обязательна ссылка на положения п. 8 ст. 88 Кодекса.

Напомним, что НДС к возмещению заявляют, когда вычеты превысили общую исчисленную сумму налога (ст. 176 НК РФ, п. 25 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

А что кассация?

Окружной суд согласился с апелляцией, указавшей на недопустимость произвольного истребования документов.

Из подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ следует – документ, нужный проверяющим, должен служить основанием для исчисления и уплаты налога, а его форма должна быть установлена соответствующим нормативным актом.

Бывает, что ревизоры «камералят» декларацию, в которой НДС заявлен к возмещению. В таком случае инспекторы вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Об этом сказано в пункте 8 статьи 88 Кодекса.

Как указала апелляция, требование ИФНС не содержит ссылки на п. 8 ст. 88 НК и существенно выходит за пределы данной нормы. Ведь право фискалов обращаться к фирме за бумагами ограничено их определенным кругом. Отсылка же к 172-й статье означает, что истребовать можно лишь документы, поименованные в ней как основания для НДС-вычетов. Аналогичная позиция изложена в письме финансового ведомства от 27.12.2007 № 03-02-07/2-209, направленном для сведения письмом ФНС России от 17.01.2008 № ШС-6-03/24@.

Документы, указанные в требовании инспекции (кроме первички и полученных счетов-фактур) правомерность вычетов не подтверждают и никоим образом с ними не связаны. Речь о договорах, актах сверки, доверенностях, расшифровках дебиторки и кредиторки и др. Пункт 1 статьи 172 Кодекса гласит, что право на НДС-вычеты поставлено в зависимость от наличия у фирмы счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров, работ или услуг. Какие-либо иные документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для вычета в этой статье не упоминаются.

В качестве отдельного обоснования правомерности истребования расширенного перечня бумаг чиновники указали, что они подтверждают «наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств», а значит, нужны для проверки по ст. 54.1 НК РФ. Однако положения этой статьи не регулируют порядок проведения камеральных ревизий и, соответственно, не могут расширять допустимый объем истребуемых документов, установленный п. 8 ст. 88 Кодекса.

Арбитры заострили внимание на пункте 7 статьи 88 НК. В нем сказано, что при камералке фискалы не вправе обязать фирму представить дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено именно 88-й статьей.

Апелляция правомерно отменила решение первой инстанции и удовлетворила требования фирмы, – резюмировала кассация.

Судьи против истребования лишнего

Подобные чрезмерные аппетиты налоговиков – далеко не редкость, однако компаниям обычно удается их поумерить. Свидетельство тому – не только комментируемый вердикт, но и, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 № А69-336/2009. Во-первых, подчеркнуто, что плательщик не обязан прикладывать к декларации, в которой НДС заявлен к возмещению, документы, подтверждающие правомерность вычетов. А, во-вторых, главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости, журнал учета счетов-фактур при камералке такого отчета истребовать нельзя. Ведь они не подтверждают обоснованность применения вычетов и возмещения НДС. Умозаключение вытекает из анализа статей 88 и 172 Налогового кодекса.

А ФАС Московского округа разочаровал контролеров, хотевших видеть пояснительное письмо, аналитическую справку и договоры. Ведь отношения к вычетам все это не имеет (Постановление от 12.04.2013 № А40-150203/10-118-891).

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа №Ф07-15509/2020 от 18.01.2021текст документа

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
№Ф07-15509/2020 от 18.01.2021

О камеральной проверке декларации по НДС

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Инварда-Транс» Мухина М.С. (доверенность от 20.05.2020), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу Смелянской А.Б. (доверенность от 12.01.2021 № 19-10-03/000246), рассмотрев 18.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу № А56-38742/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инварда-Транс», адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 19, лит. Р, офис 322, часть пом. 1, ИНН 7814287250 (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу, адрес: 198216, Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 23, корп. 1 (далее — Инспекция), от 27.05.2019 года № 6612 в оспариваемой части.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 в удовлетворении заявления Обществу отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 отменено, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции по настоящему делу.

Податель жалобы считает, что вывод суд апелляционной инстанции о том, что нормами налогового законодательства установлен закрытый перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), в которой сумма НДС исчислена к возмещению из бюджета, является неправомерным. Как указывает податель жалобы, в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать документы, непосредственно связанные с заявленными налогоплательщиком в декларации налоговыми вычетами по НДС, предусмотренные положениями статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и подтверждающие реальность совершения операций. По мнению Инспекции, перечень документов, указанных в статье 172 НК РФ не является закрытым. Также Инспекция считает, что вывод суда апелляционной инстанции об обязательном указании в требовании о представлении документов ссылки на положения пункта 8 статьи 88 НК РФ, является несостоятельным.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Управление о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что в связи с проведением камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, Инспекцией в адрес Общества выставлено требование от 27.05.2019 № 6612 о представлении документов (информации).

Получив требование от 27.05.2019 № 6612, Общество посчитало, что оно не в полной мере соответствует законодательству, в связи с чем обратилось с жалобой в Управление, которое решением от 13.04.2020 № 16-13/22226@ удовлетворило жалобу Общества в части, отменив пункты 1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, и 2.1 оспариваемого требования согласно мотивировочной части решения Управления, а в остальной части жалобу Общества оставило без удовлетворения.

Полагая требование Инспекции от 27.05.2020 № 6612 неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления, поскольку пришел к выводу о правомерности оспариваемого требования Инспекции.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Общества, указав на недопустимость Инспекцией произвольного истребования документов.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Из данной нормы следует, что документ, истребуемый налоговым органом, должен служить основанием для исчисления и уплаты налога, а его форма должна быть установлена соответствующим нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Положения указанной статьи являются общими по отношению к проверкам, проводимым налоговыми органами. Специальной нормой, регламентирующей порядок проведения, сроки, а также полномочия должностных лиц при осуществлении камеральной налоговой проверки, является статья 88 НК РФ. Положения указанной статьи предусматривают случаи, когда налоговый орган вправе запрашивать сведения и/или документы у проверяемого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Случаи, когда налоговый орган уполномочен истребовать документы, регламентированы пунктом 8 статьи 88 НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что обжалуемое требование Инспекции не содержит ссылки на пункт 8 статьи 88 НК РФ и указал, что требование существенно выходит за пределы данной нормы.

Суд обоснованно отметил, что из содержания пункта 8 статьи 88 НК РФ следует, что право налогового органа на истребование документов ограничено определенным кругом документов и отсылка к статье 172 НК РФ указывает на то, что истребованию подлежат лишь те документы, которые поименованы в данной статье, как основания налоговых вычетов.

Аналогичная позиция отражена и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 03-02-07/2-209 и в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 17.01.2008 № ШС-6-03/24@.

Проанализировав требование Инспекции от 27.05.2019 года № 6612, и подробно исследовав и дав оценку каждому оспариваемому пункту требования Инспекции, что отражено в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что документы, указанные в требовании (за исключением полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, отсутствие какой-либо связи запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС очевидно, и такие документы не указаны в качестве таковых в статье 172 НК РФ.

Суд отметил, что положениями пункта 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что право на применение налоговых вычетов поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет (работ, услуг), имущественных прав. Какие-либо иные документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в статье 172 НК РФ не упоминаются.

Кроме того, суд указал, что Инспекция, направляя Обществу оспариваемое требование, была обязана учитывать правовой статус налогоплательщика, как субъекта малого предпринимательства, и вытекающие из него особенности ведения бухгалтерского учета, чего в данном случае Инспекцией сделано не было.

Суд учел, что в качестве отдельного обоснования правомерности истребования договоров, актов сверок, актов о зачете взаимных требований, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, доверенностей Управление указало, что данные документы подтверждают «наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств», ссылаясь при этом на положения статьи 54.1 НК РФ.

Вместе с тем статья 54.1 НК РФ устанавливает пределы осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы и суммы налога. Ее положения не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, соответственно, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные пунктом 7 статьи 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный пунктом 8 статьи 88 НК РФ.

Суд особо отметил, что согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Оснований не согласиться с позицией апелляционного суда у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Общества.

Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу № А56-38742/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу — без удовлетворения.


Председательствующий Е.С.Васильева
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх