.

О начислении НДФЛ при получении ИП «коронавирусной» субсидии

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/76902 от 02.09.2020

Минфин России ответил на вопрос о налогообложении НДФЛ субсидии, полученной в 2020 году предпринимателем из отрасли экономики, пострадавшей от снижения деловой активности из-за «коронавирусного» карантина.

Кто может получить субсидию

Субсидия в размере действующего федерального МРОТ на каждого работника предоставляется в 2020 году для частичной компенсации затрат предпринимателей, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения экономической ситуации из-за коронавируса, в том числе на сохранение занятости и оплату труда работников в апреле и мае 2020 года. Правила выдачи такой субсидии в 2020 году утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

Получить данную государственную помощь могут предприниматели, которые:

- относятся к малым или средним предприятиям, то есть соответствуют лимитам по прошлогоднему доходу и прошлогодней среднесписочной численности привлеченных к работе физических лиц;

- относятся по состоянию на 01.03.2020 по своему основному виду деятельности к какой-либо из пострадавших отраслей, перечень которых приведен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Малые и средние предприятия

Предприниматель относится к малым или средним предприятиям, если он соответствует лимитам, которые определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Для предпринимателей таких лимитов два:

- размер прошлогоднего предпринимательского дохода, лимитированный постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265;

- прошлогодняя среднесписочная численность привлеченных к работе физических лиц.

Подробнее о таких лимитах для предпринимателей – в таблице 1.

Таблица 1. Лимиты для ИП – малых и средних предприятий

Размер бизнеса

Максимальные лимиты

Годовой доход

Численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

До 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

До 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

От 101 до 250 человек

До 1000 человек – при ведении бизнеса в сфере легкой промышленности по перечню Минпромторга

При соответствии всем вышеназванным лимитам предприниматель относится к малому или среднему бизнесу, только если он включен в Единый реестр малых и средних предприятий, который ведет ФНС России. Право на получение субсидии предоставлено только тем ИП, которые числились в этом реестре по состоянию на 01.03.2020.

Пострадавшие отрасли экономики

В постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 приведен официальный список наиболее пострадавших отраслей экономики - с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Этот список регулярно обновлялся и дополнялся, последняя его редакция действует с 07.07.2020, она приведена в таблице 2.

Таблица 2. Коды пострадавших отраслей по ОКВЭД 2

Сфера и вид деятельности

Код по

ОКВЭД 2

1. Транспортная деятельность

49.3

49.4

51.1

51.21

52.21.21

52.23

49.10.1

50.1

50.3

2. Культура, организация досуга и развлечений

90

59.14

91.02

91.04.1

32.99.8

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

93

96.04

86.90.4

4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

5. Гостиничный бизнес

55

6. Общественное питание

56

7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

85.41
88.91

8. Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

95

96.01

96.02

10. Деятельность в области здравоохранения

86.23

Право на получение субсидии предоставлено только тем ИП, которые отнесены к пострадавшей отрасли по основному виду деятельности по данным ЕГРИП на 01.03.2020.

Размер субсидии

Сумма государственной помощи составляет 12 130 руб. на одного человека и предоставляется предпринимателям:

- при наличии работников – на количество сотрудников в марте 2020 года, увеличенное на единицу;

- при отсутствии работников – в размере федерального МРОТ в 2020 году, то есть в сумме 12 130 руб.

Количество работников предпринимателя определяет ФНС России на основании данных из представленного в ПФ РФ отчета по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п.

НДФЛ с полученной субсидии

По мнению Минфина России, хотя «коронавирусная» субсидия и является доходом предпринимателя с точки зрения налогообложения НДФЛ, тем не менее, на нее распространяется освобождение от подоходного налога, установленное новым пунктом 82 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Аналогичное мнение ранее уже высказала ФНС России – в письме от 23.06.2020 № БС-4-11/10271@.

Указанная новая норма касается правоотношений, возникших с 01.01.2020, о чем сказано в статье 3 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ.

НДФЛ при финансировании зарплаты

По мнению контролирующих органов, зарплата, выплаченная работникам из сумм предоставленной предпринимателю субсидии, облагается НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Эксперт «НА» Т.Н.Точкина
Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/76902 от 02.09.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-06/76902 от 02.09.2020

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 06.07.2020 по вопросу налогообложения доходов физических лиц и сообщает следующее.

Субсидия в размере 12 130 руб. на одного работника, порядок выплаты которой установлен Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее - Правила), предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях.

Согласно пункту 1 Правил субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 209 Кодекса определено, что объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен статьей 217 Кодекса.

На основании пункта 82 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Таким образом, полученная индивидуальным предпринимателем субсидия, предусмотренная Правилами, на основании пункта 82 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Кодексом выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.Прокаев
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх