.

О налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-3-21/5912@ от 27.08.2021

ФНС России в письме от 27.08.2021 № БС-3-21/5912@ разъяснила о налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами.

Как определяют налоговую базу по земельному налогу?

Под обложение земельным налогом попадают участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость земельных участков-объектов налогообложения (ст. 390 НК РФ). Ее определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления такой стоимости проводят государственную кадастровую оценку земель.

Организации сами определяют налоговую базу по налогу на землю, основываясь на данных из ЕГРН. Налоговики же получают эти сведения от органов, зарегистрировавших права на землю и осуществивших кадастровый учет.

Если земельный участок образован в течение календарного года, тогда налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливают нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Максимальное значение тарифа может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5  (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Дифференциация налоговых ставок производится в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.

Налоговые ставки по земельному налогу:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Если на участке есть объекты жилищного фонда

Минфин России еще в 2006 году разъяснял так (письмо от 26.07.2006 № 02-03-09/2027).

Если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и объекты ЖКХ, то при исчислении налога должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.

Судьи рассуждают аналогично.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.11.2012 № 7943/12 по делу № А33-5297/2011 подтверждается правомерность вывода о том, что при наличии доказательства нахождения на земельных участках объектов жилищного фонда и объектов ЖКХ налог исчисляется исходя из налоговой ставки, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ.

ФНС также приводит к примеру письмо Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-05-02/32665. В нем сказано: если на земельном участке, предоставленном организации на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования для размещения объектов образования, располагается общежитие учебного заведения, предназначенное для временного проживания граждан в период их работы или обучения, то в отношении таких земельных участков при исчислении налога может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%.

Поэтому налоговые инспекторы считают, что данный вывод Минфина с большей степенью вероятности может применяться в случае, если на земельном участке расположены только объекты жилищного фонда и (или) объекты ЖКХ. Однако указанное письмо не доводилось для общеобязательного применения налоговых органов.

Эксперт «НА» Е.Чимидова
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-3-21/5912@ от 27.08.2021текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-3-21/5912@ от 27.08.2021

О налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами

Вопрос:

О налогообложении земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 24.08.2021 по вопросу налогообложения земельного участка, занятого жилищным фондом (зданием общежития) и иными объектами, не относящимися к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (далее - объекты ЖКХ), и сообщает.

К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) об условиях исчисления земельного налога (далее - налог). Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.

Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ).

Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении прочих, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса земельных участков, налоговая ставка не может превышать 1,5%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговые органы обязаны руководствоваться такими разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса).

В рамках указанных полномочий ФНС России направила (письмо от 04.08.2006 № ММ-6-21/764@) для руководства налоговым органам письмо Минфина России от 26.07.2006 № 02-03-09/2027, в котором разъяснено, что если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и объекты ЖКХ, то при исчислении налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 № 7943/12 по делу № А33-5297/2011 подтверждается правомерность вывода о том, что при наличии доказательства нахождения на земельных участках объектов жилищного фонда и объектов ЖКХ налог исчисляется исходя из налоговой ставки, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ.

Итоговым по делу № А33-5297/2011 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 определено, что применение налогоплательщиком налоговой ставки к кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда (общежитиями) и объектами ЖКХ, соответствует пункту 1 статьи 390 Кодекса, устанавливающему правило об определении налоговой базы в отношении каждого земельного участка, пункту 2 статьи 391 Кодекса, согласно которому установление различных налоговых ставок является основанием для отдельного расчета налоговой базы, а также положениям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 391 Кодекса, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, для определения площадей частей земельного участка, занятых жилищным фондом, объектами ЖКХ и иными объектами, в целях применения при исчислении налога соответствующих налоговых ставок, могут использоваться сведения Единого государственного реестра недвижимости о таких частях земельного участка.

В указанном письме Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-05-02/32665 сообщается о том, что если на земельном участке, предоставленном организации на праве постоянного (бессрочного) пользования с видом разрешенного использования для размещения объектов образования, располагается общежитие учебного заведения, предназначенное для временного проживания граждан в период их работы или обучения, то в отношении таких земельных участков при исчислении налога может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%.

Исходя из вышеперечисленных положений Кодекса и предыдущих разъяснений Минфина России, направленных в налоговые органы и имеющих актуальный характер, по мнению ФНС России, вывод, содержащийся в письме Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-05-02/32665, с большей степенью вероятности может применяться в случае, если на земельном участке расположены только объекты жилищного фонда и (или) объекты ЖКХ. Вместе с тем, указанное письмо Минфина России не доводилось для общеобязательного применения налоговых органов, не может рассматриваться и окончательно интерпретироваться без оценки конкретных обстоятельств, исходя из которых оно подготовлено.

Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх