.

О применении БСО и чеков ККТ в целях освобождения от НДС услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/69766 от 30.08.2021

Оказываемые физлицам услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, не облагаются НДС. Важно при этом соблюсти условия. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 30.08.2021 г. № 03-07-11/69766.

Когда санаторные и оздоровительные услуги не облагаются НДС

Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, оказываемые физлицам, не облагаются НДС. Данная норма применяется при условии:

  • выдачи билета в виде бланка строгой отчетности (БСО), сформированного в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

  • одновременной выдаче билета установленной формы и кассового чека (БСО).

Так, подпункт 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса освобождает от НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), оздоровительные учреждения утверждены в качестве документов строгой отчетности приказом Минфина России от 10.12.1999 г. № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности».

Обратите внимание: отпечатанная типографским способом или на принтере путевка (курсовка) не является бланком строгой отчетности в целях Федерального закона № 54-ФЗ о ККТ.

БСО и кассовый чек: понятия

Кассовый чек – это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям.

Бланк строгой отчетности (БСО) – это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям.

Под автоматизированной системой для БСО понимается ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

Так, при оказании услуг населению организации и ИП обязаны применять ККТ, в том числе являющуюся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности и соответствующую требованиям Федерального закона № 54-ФЗ.

ККТ при оказании санаторных услуг

При расчетах за услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций в целях соблюдения законодательства о применении ККТ и подтверждения факта расчета:

1)    бланк строгой отчетности может быть сформирован с применением ККТ и содержать дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты;

2)    путевка (курсовка) может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека (бланка строгой отчетности);

3)    путевка (курсовка) может быть оформлена с нанесением на нее реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющих идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности): QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа.

То есть на выдаваемом документе указывается QR-код или шесть вышеперечисленных признаков. Печать при этом может производиться устройством организации, а не принтером ККТ. Никакие дополнительные документы при этом не требуются.

Отканировав QR-код с путевки, клиент сможет получить на мобильный телефон кассовый чек в электронной форме, который приравнен к классическому чеку. После этого он может распечатать его и предъявить, например, работодателю для подтверждения расходов. Об этом ранее разъясняла ФНС на своем сайте.

Чиновники также напоминают, что ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Если же в такой ситуации применить КТТ, это не будет нарушением.

Эксперт «НА» Е.Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-11/69766 от 30.08.2021текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-11/69766 от 30.08.2021

О применении БСО и чеков ККТ в целях освобождения от НДС услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом анализа преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение и по вопросам применения бланков строгой отчетности и чеков контрольно-кассовой техники в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает.

Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) определены правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Положениями статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что кассовый чек - это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; бланк строгой отчетности - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом под автоматизированной системой для бланков строгой отчетности понимается контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

Следует учитывать, что автоматизированная система для бланков строгой отчетности применяется исключительно при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (выполненные работы). При этом контрольно-кассовая техника, не являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, такого ограничения не содержит и может применяться при расчетах как за товары, так и за услуги (работы).

Учитывая изложенное, при оказании услуг населению организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, в том числе являющуюся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности и соответствующую требованиям Федерального закона № 54-ФЗ.

Помимо этого, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

В свою очередь, согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Обращаем внимание, что формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), оздоровительные учреждения утверждены в качестве документов строгой отчетности Приказом Минфина России от 10.12.1999 № 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности".

При этом отпечатанная типографским способом или на принтере путевка (курсовка) не является бланком строгой отчетности в целях Федерального закона № 54-ФЗ.

Учитывая изложенное, при расчетах за услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций в целях соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и подтверждения факта расчета:

1) бланк строгой отчетности может быть сформирован с применением контрольно-кассовой техники и содержать дополнительные реквизиты с учетом сферы деятельности, в которой ведутся расчеты;

2) путевка (курсовка) может быть оформлена одновременно с выдачей кассового чека (бланка строгой отчетности);

3) путевка (курсовка) может быть оформлена с нанесением на нее реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющих идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек (бланк строгой отчетности), указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию, утверждены Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - Приказ).

Приказом предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в частности "полный расчет", указываемый в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) при полной оплате, в том числе с учетом аванса (предварительной оплаты) в момент передачи предмета расчета, "передача в кредит" - при передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит, "оплата кредита" - при оплате предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит.

Одновременно следует отметить, что согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Вместе с тем Федеральный закон № 54-ФЗ не запрещает применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке, а также с использованием электронного средства платежа без его представления.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.Кузьмина
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх