.

О применении ККТ при удержании у физлиц вознаграждения за услуги

Письмо Министерства финансов РФ №03-01-15/81222 от 16.09.2020

Минфин России ответил на вопрос о применении контрольно-кассовой техники при удержании организацией у физического лица вознаграждения за оказанные ему услуги.

Обязательность применения ККТ

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ обязывает организации и предпринимателей проводить через онлайн-кассу денежные средства при расчетах. Под такими расчетами понимаются и безналичные транзакции, и передача наличных денежных средств, но только в строго определенных случаях. К случаям, требующим обязательного применения контрольно-кассовой техники, отнесены:

  • приходные и расходные операции при платежах за имущество, работы или услуги;
  • получение или выдача аванса или предварительной оплаты;
  • зачет или возврат аванса либо предварительной оплаты;
  • предоставление или возврат денежных займов для оплаты имущества, работ или услуг;
  • предоставление или получение другого встречного предоставления за имущество, работы, услуги.

В большинстве случаев обязанность по применению контрольно-кассовой техники возникает при взаиморасчетах с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей. Тогда как платежи между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью освобождены от проведения через кассу – за исключением расчетов с предъявлением банковской карты или иного электронного средства платежа.

Дистанционные расчеты

Получение и выплата денежных средств не всегда происходят при личном присутствии плательщика и получателя. Гораздо чаще в последнее время расчеты проводятся дистанционно – например:

  • с помощью электронных средств платежа, в том числе банковскими картами через банкоматы;
  • банковскими картами через Интернет;
  • с помощью приспособлений для приема денег, встроенных в торговый (вендинговый) автомат, автоматически выдающий штучные товары в потребительской упаковке и принимающий оплату за них без участия продавца.

Выдача кассового чека

Современные онлайн-кассы не только формируют и печатают кассовые чеки, но также способны передавать содержащиеся в чеках фискальные данные в электронной форме. Поэтому, если есть такая техническая возможность, то направить электронный кассовый чек покупателю или клиенту можно:

  • в виде SMS по указанному им номеру мобильного телефона;
  • письмом на его электронную почту;
  • через специальный мессенджер.

Кроме того, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ позволяет отправить покупателю или клиенту вместо самого чека идентифицирующие его сведения - регистрационный номер онлайн-кассы, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа. При этом также следует также сообщить адрес сайта в Интернете, на котором человек может ознакомиться со своим чеком с помощью таких идентифицирующих реквизитов.

Удержание как вид расчета

В комментируемом письме речь идет об удержании организацией со счета физического лица, на котором уже имеются средства, стоимости оказанных ему услуг – например, в виде комиссии. Операция по удержанию комиссии напрямую не упомянута в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ как вид расчета, при осуществлении которого фирма обязана задействовать онлайн-кассу. Поэтому возникает вопрос – можно ли не проводить удержанную комиссию через кассу и не выбивать кассовый чек?

По мнению Минфина России, ответ на этот вопрос – отрицательный. При удержании организацией у физического лица вознаграждения за оказанные ему услуги организация обязана применять контрольно-кассовую технику и обеспечивать передачу кассового чека. Значит, удержание платы за услуги из средств физического лица, уже внесенных на его счет, не запрещено рассматривать как зачет ранее полученного аванса или предварительной оплаты.

Выдача чека при удержании комиссии

Выдать физическому лицу кассовый чек при удержании комиссии за оказанные услуги организация обязана:

  • в электронной форме;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днем удержания комиссии. 

Что касается распечатки и выдачи кассового чека на бумаге, то этого с организации не потребуют. Как вы знаете, услугой считается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Поэтому, в отличие от дистанционной передачи товара, когда бумажный чек можно упаковать и отправить вместе с товаром, при дистанционном оказании услуг передачи материального объекта, как правило, не происходит. А так как выдача бумажного чека не является обязательной, то маловероятно, что организация сочтет необходимым передавать физическому лицу такой чек сам по себе – например, отправлять его в конверте обычной или курьерской почтой.

Эксперт «НА» Т.Н.Точкина
Письмо Министерства финансов РФ №03-01-15/81222 от 16.09.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-01-15/81222 от 16.09.2020

Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение (письмо от 18.08.2020) и по вопросу применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 названной статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Таким образом, в случае, указанном в обращении, при удержании вознаграждения за услуги у физических лиц организация обязана применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, обеспечивать передачу кассовых чеков (бланков строгой отчетности) таким физическим лицам.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.



Заместитель директора Департамента А.Т.Заитов
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх