.

О применении НДС в случае утраты права на применение УСН

Письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ №03-07-11/102559 от 16.12.2021

Организация вправе применять упрощенную систему налогообложения, если она не выходит на пределы установленных для этого спецрежима показателей.

Письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ №03-07-11/102559 от 16.12.2021текст документа

Письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ
№03-07-11/102559 от 16.12.2021

О применении НДС в случае утраты права на применение УСН

Вопрос: Вопрос по порядку исчисления НДС при переходе с УСН на ОСНО. Мы потеряли право применения УСН с 01.10.2021 (выручка превысила 200 млн руб.). Продукция отгружена Покупателю 25.09.2021 (организация на УСН, НДС не облагается), продукция принята Покупателем 10.10.2021 (переход права собственности согласно условиям заключенного договора). Продукция не оплачена, на момент отгрузки товара 25.09.21 организация не являлась плательщиком НДС, в накладной на отгрузку указано "без НДС". Реализация произошла 10.10.21, организация уже являлась плательщиком НДС.

Нужно ли 10.10.2021 корректировать налоговую базу по НДС по вышеуказанной отгрузке (т.е. доначислить НДС. Суммы отгрузки продукции в сентябре значительные (а переход права собственности на продукцию после потери права на применение УСН).

Ответ: В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость в случае утраты права на применение упрощенной системы налогообложения Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 200 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1-11, 13, 14 и 16-21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедший на общий режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям. В связи с этим осуществляемые налогоплательщиком, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором утрачено данное право.

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога на добавленную стоимость, полученная в результате сложения сумм налога, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.

Налоговые ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к операциям по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, установлены статьей 164 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщику, утратившему право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедшему на общий режим налогообложения и, соответственно, признаваемому налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, налог на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществленным с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, следует исчислять в общеустановленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх