.

О применении повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/12419@ от 19.09.2022

Федеральная налоговая служба направила для изучения и использования в работе Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615. Позиция высших арбитров, которую взяли за ориентир ревизоры, заключается в следующем. Если автомобиля нет в Перечне дорогостоящего транспорта, но он соответствует описанию какой-то модели из Перечня, транспортный налог по нему надо платить с повышающим коэффициентом.

Базовые нормы 

Ключевая тема комментируемого письма – условия применения при исчислении транспортного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 362 главного фискального НПА.

Сейчас этот пункт гласит, что налог исчисляют с повышающим коэффициентом 3 по легковым автомобилям средней стоимостью:

  • от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
  • от 15 млн руб., с года выпуска которых минуло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости легковой машины в целях главы 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга от 28.02.2014 № 316.

Напомним, что пункт 2 статьи 362 Кодекса не так давно серьезно подправлен Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ. Во-первых, отменены повышающие «транспортные» коэффициенты:

  • 1,1 (для легковых авто средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет);
  • 2 (для легковушек не старше 5 лет средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно).

Таким образом, повышающие коэффициенты оставили только для машин дороже 10 и 15 миллионов (в зависимости от года выпуска).

Во-вторых, определено, что перечень легковых авто средней стоимостью от 10 млн руб., применяемый в очередном налоговом периоде, размещается в Интернете не позднее 31 марта этого периода.

Действие положений пункта 2 статьи 362 Кодекса в редакции Закона № 67-ФЗ распространили на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за 2022 год.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей (2022 год) размещен на интернет-сайте Минпромторга 3 марта текущего года. Этот Перечень применяют при расчете транспортного налога (авансовых платежей по нему) за 2022 год только к легковушкам средней стоимостью от 10 млн руб. (см. письмо ФНС России от 28.03.2022 № БС-4-21/3670@ и Информацию от 07.04.2022). 

Кассация вердикты коллег отменила… 

Высокая инстанция в Определении от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615 рассмотрела следующую ситуацию.

По результатам камералки обществу доначислен транспортный налог в размере 455 342 руб. плюс штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ (51 759 руб.). По мнению контролеров, предприятию следовало применить при исчислении налога за 2019 год повышающие коэффициенты, установленные для определенных моделей машин.

Столичное УФНС с коллегами согласилось, после чего компания обратилась к служителям Фемиды.

Обе первые судебные инстанции истцу не благоволили. Они руководствовались положениями статей 357-362 НК РФ, Приказом Минпромторга от 28.02.2014 № 316 и разъяснениями чиновников. Судьи высказались в пользу коэффициентов по автомобилям компании средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующим определенным позициям в Перечне для налогового периода 2019 года, хоть и прямо в нем не поименованным.

Но кассация «забраковала» вывод о необходимости применения повышающих коэффициентов, если модели авто нет в Перечне, однако она при этом соответствует какой-то позиции из него. Вердикты первых инстанций были отменены.

…но ВС РФ с окружным судом не согласился, поддержав налоговиков

Фискалы не отчаялись и обратились к высшим судьям, за что чиновникам воздалось. Коллегия ВС РФ постановление кассации отменила, оставив в силе судебные акты первых инстанций. И вот почему.

Да, в Перечне Минпромторга может не быть детализированного описания марки и модели автомобиля либо машины более дорогостоящей комплектации, согласились судьи. Но это не освобождает фирму от повышающего коэффициента, если авто соответствует обязательным критериям из Кодекса.

Установлено, что машины общества по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям статьи 362 НК РФ по применению повышающих коэффициентов. Их марки и модели также совпадали с теми, что указаны в Перечне. Касаемо дополнительных опций в комплектации ТС: они не изменяют базовых характеристик авто, учитываемых Минпромторгом при формировании Перечня дорогостоящего транспорта.

Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель 2996 куб. см соответствует описанию модели из Перечня Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база. А Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D), двигатель 4 461 куб. см – модели из Перечня Toyota LC 200 4.5D Comfort, тип двигателя дизель, объем двигателя 4 461 куб. см. Согласно официальному сайту импортера машин Toyota, комплектации Elegance и Excalibur являются более дорогостоящими, чем значащийся в Перечне Comfort. Значит, применение к машинам таких комплектаций повышающего коэффициента оправдано.

Аналогичная картина и с несколькими другими автомобилями общества.

Итак, организация, не применившая повышающие коэффициенты, неправа. Доначисления законны.

По формальному критерию от коэффициента не уйти 

В письме от 13.05.2019 № 03-05-06-04/33968 финансисты разъяснили: если дорогостоящего легкового автомобиля нет в Перечне Минпромторга, повышающий коэффициент не применяют. Но, как мы видим, не все так просто.

Обращает на себя внимание письмо Минфина от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504, направленное для использования в работе письмом ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024. В нем указано следующее. Допустим, что в Перечне есть описание модели (версии) для марки легковой машины в меньшем объеме по сравнению со сведениями из ГИБДД о данной марке. В таком случае транспортный налог по данному ТС исчисляют с повышающим коэффициентом. Сказанное справедливо и для обратной ситуации.

Эту позицию чиновники взяли за ориентир (письма налоговой службы от 18.02.2020 № БС-4-21/2856@ и от 18.02.2019 № БС-4-21/2662@). А в Определении № 305-ЭС22-8615 близкую точку зрения высказала высокая судебная инстанция. Таким образом, то, что конкретного автомобиля нет в Перечне, не повод забыть о коэффициенте.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/12419@ от 19.09.2022текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/12419@ от 19.09.2022

О применении повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации

Направляем для изучения и использования в работе Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд) от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615 по делу № А40-40762/2021 (копия прилагается).

В Определении содержится следующая правовая позиция Верховного Суда об условиях применения повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога (далее - налог), предусмотренных пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом с ограниченной ответственностью "Бэлти-Гранд" (далее - общество, налогоплательщик) налоговой декларации по налогу за 2019 год ИФНС России № 28 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) составлен акт и принято решение от 27.08.2020, в соответствии с которым обществу доначислен налог в размере 455 342 рублей, кроме того налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 51 759 рублей.

Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении налога за 2019 год повышающих коэффициентов, установленных для определенных моделей автомобилей, принадлежащих налогоплательщику.

Решением УФНС России по г. Москве (далее - управление) от 24.11.2020 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.

Несогласие общества с указанными решениями налоговых органов послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 357 - 362 НК РФ, приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 (далее - приказ Минпромторга России № 316), разъяснениями Минфина России, Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России и признали правомерным применение повышающих коэффициентов при исчислении налога в отношении принадлежащих обществу автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующих позициям, указанным в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для налогового периода 2019 года (далее - Перечень) под определенным номером, но прямо не поименованным в Перечне.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.02.2022 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменил.

Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа признал ошибочным вывод о необходимости применения повышающих коэффициентов при исчислении налога в отсутствие спорной модели автомобиля в Перечне, даже если данная модель соответствует позиции, указанной в Перечне под определенным номером.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд, инспекция и управление, ссылаясь на существенные нарушения судом кассационной инстанции норм материального права, просят отменить состоявшийся по делу судебный акт окружного арбитражного суда.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда находит состоявшийся по делу судебный акт кассационной инстанции подлежащим отмене, а решение арбитражного суда первой и постановление суда апелляционной инстанций - оставлению в силе по следующим основаниям.

Налоговая база, как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ, определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ) - как мощность двигателя транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ. Так, исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (в редакции, действовавшей в рассматриваемый налоговый период):

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Таким образом, применение повышающего коэффициента при исчислении налога поставлено в зависимость исключительно от двух критериев: средней стоимости транспортного средства и года выпуска.

Установление порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Так, Приказом Минпромторга России № 316 утвержден Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ, согласно которому указанный расчет основывается на определении средней стоимости автомобилей исходя из рекомендованных производителями и/или уполномоченными лицами производителей автомобиля розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода (формула № 1) либо по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах (формула № 2).

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., соответствующий установленным критериям, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России.

Из статьи 362 НК РФ и разработанной во исполнение данной нормы методики расчета средней стоимости легковых автомобилей следует, что в Перечень подлежали включению автомобили определенной марки и модели, средняя стоимость базовой версии которых превышала 3 млн руб.

Следовательно, отсутствие в Перечне детализированного описания соответствующей марки и модели автомобиля либо автомобиля более дорогостоящей комплектации не освобождает налогоплательщика от применения повышающего коэффициента, при соответствии транспортного средства обязательным критериям, установленным НК РФ.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что принадлежащие обществу автомобили по стоимости и году выпуска соответствовали требованиям статьи 362 НК РФ для включения в налоговую базу при исчислении налога с применением повышающих коэффициентов. Марки и модели спорных транспортных средств также соответствовали маркам и моделям, указанным в названном Перечне. В свою очередь дополнительные опции в комплектации принадлежащих обществу транспортных средств не изменили базовые характеристики автомобилей, учитываемых федеральным исполнительным органом власти при формировании Перечня.

В отношении автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC, двигатель 2996 куб. см налоговый орган в оспариваемом решении указал, что данный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 400 4 MATIC длинная база (позиция 354 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

В отношении автомобиля Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D), двигатель 4461 куб. см налоговый орган установил, что указанный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Toyota LC 200 4.5D Comfort, тип двигателя дизель, объем двигателя 4 461 куб. см, приведенному по позиции 374 Перечня автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что согласно официальному сайту импортера автомобилей марки Toyota комплектации Elegance и Excalibur являются более дорогостоящими, чем комплектация Comfort, указанная в Перечне, в связи с чем налоговый орган обоснованно применил к спорным автомобилям Toyota La№d Cruiser 200 Elegance и Toyota Land Cruiser 200 Excalibur (8D) повышающий коэффициент 1,1.

В отношении автомобиля Mercedes-Benz S 350D 4 MATIC, двигатель 2987 куб. см, налоговый орган установил, что указанный автомобиль соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz S 350 d 4MATIC длинная база (позиция 351 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

Автомобиль Mercedes-Benz GL S 350D 4 MATIC, двигатель 2987 куб. см, принадлежащий обществу, соответствует описанию модели легкового автомобиля Mercedes-Benz GLS 350 D 4 MATIC OC (позиция 312 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет).

Суды первой и апелляционной инстанций согласились также с позицией налогового органа о том, что автомобиль Mercedes-Benz AMG S 63 4 MATIC, двигатель 5461 куб. см соответствует описанию модели легкового автомобиля Mersedes-AMG S 63 4 MATIC L (позиция 74 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет), а автомобиль AUDI Q5, двигатель 1984 куб. см соответствует описанию модели легкового автомобиля AUDI Q5 quattro 45 TFSI R4 183 кВт S tronic (позиция 18 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет).

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда считает, что оспариваемое постановление Арбитражного суда Московского округа по данному делу подлежит отмене, а судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению в силе.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения транспортных средств.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх