Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
О признании налоговым агентом по НДС российской организации, приобретающей услуги по разработке программного обеспечения и права на него у ИП, проживающего на территории Украины
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/59533 от 26.07.2021
Российская организация, приобретающая у предпринимателя из Украины услуги в электронной форме, местом реализации которых признается Россия, обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС как налоговый агент. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 26.07.2021 № 03-07-08/59533.
Налоговые агенты по НДС
Российская организация считается налоговым агентом:
- если она покупает товары (работы, услуги) на территории России у иностранной компании, которая не состоит на налоговом учете в России;
- если фирма арендует имущество у органов власти, а также если фирма покупает (получает) у органов власти имущество, составляющее государственную казну;
- если по поручению государства фирма реализует имущество по решению суда, а также конфискованное, бесхозное или скупленное имущество;
- если фирма выступает в роли посредника (например, комиссионера или поверенного), участвует в расчетах и продает товары, работы, услуги или имущественные права иностранной компании, не зарегистрированной в России;
- если фирма владеет судном на 91-й календарный день после перехода к ней права собственности, если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
- если фирма покупает сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы, а также макулатуру.
- если предоставляет на территории РФ железнодорожный подвижной состав или контейнеры на основании посредничского договора (за исключением международной перевозки товаров и транспортировки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ).
Так, российская организация должна исполнить обязанность налогового агента по НДС, если приобрела на территории РФ товары, работы или услуги у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете. Это установлено статьей 161 Налогового кодекса.
Например, когда индивидуальный предприниматель, проживающий на территории Украины, оказывает услуги в электронной форме российской организации. При этом иностранный предприниматель не состоит на учете в России.
Она обязана удержать НДС с суммы, которую должна выплатить своему контрагенту, и перечислить сумму налога в бюджет. В этом случае уплатить НДС нужно одновременно с перечислением подрядчику денежных средств (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Обратите внимание: от обязанностей налогового агента фирма не освобождается, даже если она не является плательщиком НДС (например, платит УСН).
Отчетность налогового агента по НДС
В декларации по НДС налоговый агент должен заполнить титульный лист, раздел 1 и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»
В зависимости от того, по каким операциям организация является налоговым агентом, раздел 2 декларации заполняется за иностранное лицо, которое не состоит на учете в ФНС.
Напомним, форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ в редакции приказа ФНС России от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@.
Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/59533 от 26.07.2021
О признании налоговым агентом по НДС российской организации, приобретающей услуги по разработке программного обеспечения и права на него у ИП, проживающего на территории Украины
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании индивидуальным предпринимателем, проживающим на территории Украины, российской организации услуг в электронной форме Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежит постановке на учет в налоговом органе. При этом постановка на учет иностранных индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в электронной форме, указанной статьей 83 Кодекса не предусмотрена.
Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В связи с этим российская организация, приобретающая оказываемые индивидуальным предпринимателем, проживающим на территории Украины, услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, признается налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость по таким операциям.
Что касается Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995, упоминаемого в письме, то его положения не регулируют вопросы применения налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А.А.Смирнов