.

Об особенностях уплаты налога «на офисы»

Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/16090 от 02.10.2020

Применение кадастровой стоимости

Для целей имущественного налогообложения организаций налоговой базой считается:

  • или среднегодовая стоимость объекта недвижимости;
  • или его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января соответствующего налогового периода, то есть календарного года.

О каких объектах идет речь

В комментируемом письме речь идет о следующих объектах коммерческой недвижимости:

  • административно-деловых центрах и помещениях в них;
  • торговых центрах или комплексах и помещениях в них;
  • нежилых помещениях для размещения офисов, торговых точек, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если такое назначение, разрешенное использование или наименование указано в отношении них в Едином государственном реестре недвижимости.

Для всех этих объектов недвижимости ФНС России привела условия, при выполнении которых считать налог на имущество необходимо по кадастровой стоимости.

Условие № 1. Право на недвижимость

Под налогообложение по кадастровой стоимости подпадает недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации:

  • на праве собственности;
  • на праве хозяйственного ведения;
  • в силу участия в концессионном соглашении.

Условие № 2. Указание в перечне

Для целей имущественного налогообложения по кадастровой стоимости объект коммерческой недвижимости должен быть указан в специальном Перечне, составленном властями соответствующего субъекта РФ не позднее 1 января очередного календарного года. В этом Перечне должны быть указаны:

  • кадастровый номер объекта или помещения;
  • условный номер единого комплекса недвижимости;
  • адрес объекта.

Такой Перечень должен быть опубликован или на сайте каждого субъекта РФ, или на сайте органа исполнительной власти каждого субъекта РФ - не позднее 1 января отчетного года (письмо ФНС России от 12.12.2016 № БС-4-11/23727@). Перечень считается нормативным правовым актом и может быть изменен, если обнаружены какие-то несоответствия в указанных в нем сведениях об объекте недвижимости (письмо ФНС России от 15.12.2016 № БС-4-21/24172).

Кроме того, ФНС России в письме от 05.04.2017 № БС-4-21/6342@ уточнила, что неправомерно включать в Перечень только те объекты, для которых сумма налога, рассчитанная по кадастровой стоимости, оказывается больше, чем при расчете по среднегодовой стоимости.

Если же объект коммерческой недвижимости не указан в Перечне по состоянию на 1 января очередного года, то в таком году и авансовые налоговые платежи, и общий налог рассчитывают исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Условие № 3. Наличие кадастровой стоимости

Для объекта недвижимости должна быть определена кадастровая стоимость. В противном случае рассчитывать налог придется исходя из среднегодовой стоимости. Кроме того, среднегодовая стоимость применяется при расчете налога и авансовых платежей, если кадастровая оценка была дана объекту коммерческой недвижимости в середине года.

Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации в Перечне субъекта РФ могут быть выделены:

  • или здания в целом, без разделения на помещения;
  • или здания, и отдельно от них - помещения в зданиях.

Если здание удовлетворяет всем условиям для налогообложения по кадастровой стоимости, то помещения в нем облагаются также по кадастровой стоимости - независимо от их наличия в региональном Перечне (письмо ФНС России от 11.01.2018 № БС-4-21/195). Однако двойное налогообложение в такой ситуации не допускается.

Условие № 4. Доля коммерческого использования

Для недвижимости, о которой идет речь в комментируемом письме, действует дополнительный критерий, при соблюдении которого такой объект облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. А именно - для делового, административного или коммерческого использования, размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания должно быть задействовано не менее 20% общей площади объекта.

Условие № 5. Закон субъекта РФ

Особенности определения налоговой базы может определять Закон субъекта РФ. Для этого в регионе должны быть утверждены результаты определения кадастровой стоимости недвижимости. При этом НК РФ не устанавливает ни списка норм, которые могут быть включены в Закон субъекта РФ, ни каких-то запретов.

Например, Закон субъекта РФ может устанавливать правила расчета «кадастровой» налоговой базы в отношении здания в целом или для каждого из его помещений по отдельности (письма ФНС России от 16.03.2017 № БС-4-21/4780, от 28.08.2020 N АБ-4-21/13866@, от 17.02.2020 № БС-4-21/2741@, от 12.09.2019 № БС-4-21/18363).

Эксперт «НА» Т.Н.Точкина
Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-21/16090 от 02.10.2020текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-21/16090 от 02.10.2020

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке исчисления налога на имущество организаций (далее - налог) и сообщает следующее.

К полномочиям Федеральной налоговой службы, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о порядке исчисления налога. Вместе с тем, по указанному вопросу полагаем возможным направить следующие рекомендации.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (далее - налог) признаются:

1) недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база по налогу определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень).

Таким образом, объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости у собственников таких объектов или у организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Учитывая изложенное, включенные в Перечни объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ОГО ВФСО, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости у ОГО ВФСО.

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх