.

Об установлении соцстрахом «травматического» тарифа для компании

Постановление Арбитражного суда Московского округа №Ф05-7061/21 от 19.04.2021

Фирма с опозданием представила в ФСС документы, подтверждающие основной вид деятельности за 2020 год. К этому моменту фонд уже установил ей страховой тариф, исходя из наиболее высокого класса профриска, и менять свое решение отказался. Однако арбитры подобное бездействие не одобрили. Чиновникам следовало оценить запоздалые бумаги и при необходимости пересмотреть тариф взносов на травматизм (Постановление АС МО от 19.04.2021 № Ф05-7061/2021).

Как развивались события

Фирма в срок до 12 мая 2020 года (с учетом установления указами Президента РФ режима нерабочих дней с 30.03.2020 по 08.05.2020) не представила сведений, подтверждающих основной вид деятельности. Это было нужно для отнесения к конкретному классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2020 год. ФСС России, руководствуясь п. 5 и 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713, самостоятельно установил для организации с января 2020 года тариф взносов на травматизм в размере 2,5%. Чиновники исходили из наивысшего (19-го) класса профриска, соответствующего одному из видов экономической деятельности, указанному в отношении предприятия в ЕГРЮЛ, – «Монтаж промышленных машин и оборудования» (код ОКВЭД 33.20). Об этом соцстрах сообщил компании в уведомлении от 21.05.2020.

Компанию такое положение дел не устроило. Она направила в ФСС России письмо от 16.06.2020, содержащее просьбу пересмотреть страховой тариф, приложив к нему ряд документов. Согласно этим бумагам в 2020 году основной у компании была «Деятельность в области связи на базе проводных технологий» (код ОКВЭД 61.10), соответствующая первому классу профриска, страховой тариф по которому – 0,2%. Но чиновники письмом от 09.07.2020 сообщили фирме о правомерности установленного ими тарифа взносов по травме. Ведь организация представила документы для подтверждения основного вида деятельности с опозданием, а значит, оснований менять тариф нет.

Запоздалые документы фонд обязан рассмотреть

Организация обратилась к представителям правосудия. Она добивалась признания уведомления фонда от 21.05.2020 недействительным. Все судебные инстанции встали на сторону предприятия. И вот почему.

Основным видом экономической деятельности коммерческой компании является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции, оказанных услуг. Для подтверждения этого вида организация ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в свое отделение ФСС ряд документов. Если фирма этого не сделает, чиновники возьмут вид ее деятельности с наивысшим классом профриска и, исходя из него, установят с начала текущего года страховой тариф. Такое право фонда – не санкция, а мера, призванная гарантировать сотрудникам компании страховое обеспечение. Соцстрах, не обладающий нужной информацией, устанавливает юрлицу повышенный тариф, однозначно защищающий права работников.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 3 основного фискального документа налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. По мнению судей КС РФ, данное положение надо учитывать и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (определения от 10.07.2003 № 291-О, от 15.07.2003 № 311-О и от 22.01.2004 № 8-О). А виды деятельности организации из ЕГРЮЛ сами по себе, вне связи с ее реальными действиями, экономического основания не имеют.

Таким образом, даже после установления фондом страхового тарифа компания не лишена возможности представить в ФСС документы для подтверждения основного вида деятельности. Чиновникам необходимо оценить эти бумаги и принять решение о тарифе с их учетом. Такой подход основан на позиции из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969.

Организация с опозданием (после 12 мая 2020-го), но представила фонду документы, подтверждающие основной вид деятельности за 2020 год. Стало быть, действия контролеров, отказавших в проверке этих бумаг и пересмотре страхового тарифа, являются необоснованными.

Смело идите в суд!

Как мы видим, служители Фемиды ориентировались на позицию высокой судебной инстанции. ВС РФ в конце 2018 года рассмотрел ситуацию, аналогичную нашей. По мнению представителя ФСС, нерасторопной организации устанавливается страховой тариф, пересмотр которого возможен лишь по итогам выездной проверки, проведенной фондом. Кассация же и вовсе высказалась радикально – фирма, своевременно не снабдившая соцстрах упомянутыми документами, ни при каких обстоятельствах не может претендовать на пересмотр установленного ей наивысшего класса профриска. Однако высокая инстанция и тот, и другой подход «забраковала».

Отметим, что впоследствии ВС РФ не раз дублировал эту лояльную по отношению к нерасторопным фирмам позицию (см. определения от 21.09.2020 № 301-ЭС20-12436 и от 06.07.2020 № 301-ЭС20-8649). Но представители ФСС упорно гнут свою линию, раз за разом проигрывая в суде. Свидетельство тому – не только наш вердикт, но и, например, постановления АС УО от 28.01.2021 № Ф09-8420/20, АС ВВО от 10.09.2020 № Ф01-12505/2020 и др. Судьи подчеркивают – пропуск срока не лишает компанию права на тариф, соответствующий фактически осуществляемому ею основному виду деятельности.

Но имейте в виду, что обратиться в суд надо в рамках 3-х месяцев со дня получения уведомления о тарифе на текущий год (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Когда про ФСС можно забыть

Штраф за непредставление подтверждающих документов или опоздание с ними компании не грозит. И в ряде случаев можно со спокойной душой проигнорировать это законодательное предписание. Вот они:

  • в ЕГРЮЛ за фирмой закреплен единственный вид деятельности;
  • все виды деятельности, числящиеся за компанией, относятся к одному классу профриска;
  • основная деятельность фирмы – самая «рисковая» из указанных в ЕГРЮЛ.

При таком раскладе подавать бумаги в ФСС не имеет смысла, ведь повлиять на тариф компания не в силах.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Постановление Арбитражного суда Московского округа №Ф05-7061/21 от 19.04.2021текст документа

Постановление Арбитражного суда Московского округа
№Ф05-7061/21 от 19.04.2021

Об установлении соцстрахом «травматического» тарифа для компании

Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,

судей Крекотнева С.Н., Матюшенковой Ю.Л.,

при участии в заседании:

от заявителя: неявка уведомлен;

от заинтересованного лица: Ромашков О.О. по дов. от 27.01.2021;

рассмотрев 13 апреля 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу

ГУ - МРО ФСС РФ по Москве в лице филиала № 1

на решение от 04 декабря 2020 года

Арбитражного суда г. Москвы,

на постановление от 09 февраля 2021 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по заявлению ООО "ТелИнтТел"

к ГУ - МРО ФСС РФ по Москве в лице филиала № 1

о признании недействительным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

ООО "ТелИнтТел" (далее также - общество, заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ МРО ФСС РФ (филиал № 1) (далее также - Фонд, ответчик) о признании недействительным уведомления от 21.05.2020 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - уведомление).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04 декабря 2020 года заявление общества удовлетворено.

Постановлением от 09 февраля 2021 года Девятого арбитражного апелляционного суда, решение от 04 декабря 2020 года Арбитражного суда г. Москвы оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ - МРО ФСС РФ по Москве в лице филиала № 1 обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании кассационного суда представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный представитель истца не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменный отзыв представлен в материалы дела.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.

Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, Фонд в виду отсутствия представления страхователем в срок до 12 мая 2020 года (с учетом установления режима нерабочих дней с 30.03.2020 по 08.05.2020 Указами Президента Российской Федерации от 25.03.20020 № 206 и от 02.04.2020 № 239) сведений подтверждающих осуществления основного вида деятельности для отнесения к соответствующему классу профессионального риска и определения страхового тарифа на 2020 год в соответствии с пунктами 5, 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713, в редакции, действующей с 26.02.2017 (далее - Правила), самостоятельно установил для заявителя с января 2020 года страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховой тариф) в размере 2,5 процента, исходя из наиболее высокого класса профессионального риска (19 класса), соответствующего виду экономической деятельности указанному в ЕГРЮЛ "монтаж промышленных машин и оборудования" (код ОКВЭД 33.20), о чем сообщил страхователю в направленном ему уведомлении от 21.05.2020.

Суды в обжалуемых актах, по мнению кассационной коллегии, правильно установили, что страхователь с нарушением установленного срока 19.05.2020 представил Фонду документы, предусмотренные пунктом 5 Порядка для подтверждения основного вида деятельности за 2020 год по коду ОКВЭД 64.20 "Деятельность холдинговых компаний".

Страхователь, не согласившись с установленным Фондом страховым тарифом в уведомлении, направил письмо от 16.06.2020, с просьбой пересмотреть страховой тариф, приложив к нему документы предусмотренные пунктом 3 Правил и Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее - Порядок) для подтверждения вида экономической деятельности на 2019 год - заявление и справка-подтверждение основного вида экономической деятельности.

Согласно указанным заявлению и справке-подтверждению основным видом деятельности общества в 2020 году была "Деятельность в области связи на базе проводных технологий" (код ОКВЭД 61.10), соответствующая 1-му классу профессионального риска, страховой тариф по которому составляет 0,2 процента на основании Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", распространяющего свое действие на 2017 - 2019 годы в силу Федерального закона от 19.12.2016 № 419-ФЗ.

Фонд, рассмотрев обращение и приложенные к нему документы, письмом от 09.07.2020 сообщил страхователю о правомерности установленного уведомлением от 21.05.2020 страхового тарифа в виду отсутствия по сроку, установленному Правилами документов предусмотренных Порядком (документы поступили в Фонд только 19.05.2020, при сроке представления не позднее 12.05.2020) и отсутствие оснований для его изменения, что послужило основанием для обращения в суд.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции верно исходил из того, что правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.

Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713; далее - Правила от 01.12.2005 № 713) предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.

Согласно п.9 Правил от 01.12.2005 № 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

На основании положений п.11 Правил от 01.12.2005 № 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 № 55.

В силу п.2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с п.9 Правил от 01.12.2005 № 713. Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).

Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа. В соответствии с п.5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в п.3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

Аналогичные положения содержит и п.13 Правил от 01.12.2005 № 713, согласно которому, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.

При этом предусмотренное п.5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 № 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.

В соответствии с п.3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 № 291-О, от 15.07.2003 № 311-О, от 22.01.2004 № 8-О).

Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.

Право фонда, установленное в п.5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.

Таким образом, как верно указали суды, по смыслу п.5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в п.3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.

Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу ч.1 ст.65 АПК РФ, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности. Применительно к п.3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 № 55, заявитель с нарушением установленного Правилами и Порядком срока, после 12.05.2020 представил в Фонд и в материалы дела документы, подтверждающие основной вид деятельности за 2020 год, действия Фонда, фактически отказавшегося в проверке указанных документов и пересмотре страхового тарифа являются необоснованными. Во исполнение положений ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ фонд не опроверг представленные обществом доказательства.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций корреспондируют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 12.11.2018 № 304-КГ18-9969 по делу № А45-16531/2017. Принимая во внимание вышеизложенное, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявления общества следует признать правильным.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 декабря 2020 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2021 года по делу № А40-152436/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.


Председательствующий судья О.В. Каменская
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх