.

Обязательная маркировка с 1 июля

Постановление Правительства РФ № 995 от 30.06.2020

С 01.07.2020 в России вводится обязательная цифровая маркировка лекарств. Текущими целями обязательной маркировки лекарственных препаратов являются:

  • предоставление гарантии приобретения качественного и легального товара;

  • защита интересов легального бизнеса;

  • обеспечение безопасности потребителей.

Под обязательной цифровой маркировкой понимается нанесение на упаковку лекарственного препарата штрихового или иного кода, а также регистрация этого лекарства в информационной системе мониторинга. Код маркировки – это своего рода цифровой паспорт лекарственного препарата. Такой код уникален, он наносится на каждую упаковку и позволяет проследить путь лекарства от производителя или импортера до покупателя с помощью цифровых технологий прослеживания.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556, организации и предприниматели, участвующие в обороте лекарств, начиная с 1 июля текущего года должны вносить в систему мониторинга сведения обо всех операциях, производимых с лекарственными препаратами. Для этого им необходимо:

  • зарегистрироваться в системе мониторинга;

  • установить программное обеспечение для взаимодействия с ней.

Зарегистрироваться следовало с 01.01.2020 до 29.02.2020 включительно, а после 29.02.2020 - в течение 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с обращением лекарственных препаратов при наличии права осуществлять такую деятельность. После регистрации в течение 21 календарного дня следует подготовиться к информационному взаимодействию с системой мониторинга и направить оператору заявку на прохождение тестирования. Срок для тестирования – два календарных месяца со дня готовности к информационному взаимодействию.

Оборот лекарств без маркировки с 1 июля

Комментируемое постановление Правительства РФ определяет исключение из общего правила об обязательной маркировке лекарственных препаратов с 01.07.2020. Это исключение действует с 1 июля по 31 декабря текущего года.

Какие лекарства временно не маркируются

Действие комментируемого постановления распространяется на лекарственные препараты для медицинского применения, на упаковку которых организация или предприниматель не могут нанести код маркировки и которые:

  • произведены в период с 01.07.2020 до 01.10.2020;

  • ввезены в РФ для внутреннего потребления или реимпорта.

При этом избежать обязательной маркировки нельзя по импортным лекарственным препаратам, произведенным за пределами России до 01.10.2020 и предназначенным для обеспечения лиц после трансплантации органов или тканей, а также для обеспечения лиц, болеющих:

  • гемофилией;

  • муковисцидозом;

  • гипофизарным нанизмом;

  • болезнью Гоше;

  • злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей;

  • рассеянным склерозом.

Работать с лекарствами без нанесения на них кодов маркировки временно разрешается, если у производителя или импортера нет:

  • оборудования для нанесения кодов маркировки;

  • программного обеспечения в целях обеспечения информационного взаимодействия с системой мониторинга;

  • готовности к нанесению средства идентификации на упаковку лекарственного препарата и к передаче данных в систему мониторинга.

В дальнейшем, если в информационной системе появятся данные о серии или партии лекарства, произведенного после 01.10.2020 без нанесения кода маркировки, то Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) обязана будет изъять такие серии или партии лекарственного препарата.

Как работать без маркировки

Комментируемое постановление определяет, что для продажи в России или ввоза в Россию лекарственных препаратов, на которые не получается нанести код маркировки, необходимо получить от Росздравнадзора специальное согласование на обращение такого лекарственного препарата. Это согласование выдается на 45 дней.

Чтобы оформить согласование, держателю или владельцу регистрационного удостоверения лекарственного препарата необходимо подать заявление через личный кабинет в информационной системе Росздравнадзора. К заявлению необходимо приложить:

  • копию документа на русском языке, подтверждающего право заявителя подавать документы для получения согласования;

  • обоснование невозможности нанесения кода маркировки на упаковку лекарственного препарата, в том числе на таможенном складе;

  • копии договоров на поставку и установку на каждую из указанных в заявлении производственных площадок оборудования для нанесения кодов маркировки;

  • копии договоров на разработку или доработку программного обеспечения в целях обеспечения информационного взаимодействия с системой мониторинга;

  • план мероприятий по внедрению системы мониторинга.

В ответ Росздравнадзор направляет заявителю согласование или отказ в выдаче согласования - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. После чего в течение одного рабочего дня информация о выданных согласованиях вносится в реестр, размещенный в Интернете на официальном сайте Росздравнадзора. Причем все сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Постановление Правительства РФ № 995 от 30.06.2020текст документа

Постановление Правительства РФ
№ 995 от 30.06.2020

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВВОДА В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения.

2. Лекарственные препараты для медицинского применения, ввезенные в Российскую Федерацию, а также введенные в гражданский оборот в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, подлежат обращению до окончания срока годности.

3. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 г.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2020 г. № 955

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВВОДА В ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет особенности ввода в гражданский оборот без нанесения средств идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения, произведенных в период с 1 июля 2020 г. до 1 октября 2020 г., а также ввоза в Российскую Федерацию без нанесения средств идентификации в целях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - лекарственные препараты), произведенных за пределами Российской Федерации до 1 октября 2020 г.

2. Выпуск таможенными органами лекарственных препаратов, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, а также ввод в гражданский оборот лекарственных препаратов осуществляются на основании согласования Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения ввоза в Российскую Федерацию, ввода в гражданский оборот лекарственного препарата, оформленного на основании решения созданной при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения межведомственной комиссии по выдаче согласований на обращение лекарственного препарата (далее соответственно - межведомственная комиссия, согласование).

3. Согласование выдается сроком на 45 календарных дней.

4. Форма согласования утверждается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

5. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения создается межведомственная комиссия, утверждаются положение о межведомственной комиссии и ее состав. В состав межведомственной комиссии включаются представители не ниже заместителя руководителя структурного подразделения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, оператора системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - система мониторинга).

6. Держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата либо уполномоченное им лицо (далее - заявитель) посредством использования личного кабинета в автоматизированной информационной системе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - информационная система) представляет заявление о выдаче согласования, в котором указываются:

а) наименование, адрес держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, а также идентификатор субъекта обращения лекарственных средств, присвоенный в системе мониторинга;

б) сведения о регистрации держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата в качестве налогоплательщика в стране регистрации (для российских юридических лиц - идентификационный номер налогоплательщика, для иностранных юридических лиц - страна регистрации, наименование регистрирующего органа, регистрационный номер, код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) или его аналог);

в) наименование лекарственного препарата (торговое наименование и международное непатентованное, или группировочное, или химическое), а также глобальный идентификационный номер торговой единицы, зарегистрированный в системе мониторинга (при наличии);

г) регистрационный номер в государственном реестре лекарственных средств и дата государственной регистрации;

д) перечень производственных площадок и адреса мест осуществления производства лекарственного препарата (в случае наличия нескольких участников процесса производства лекарственного препарата необходимо указать каждого участника в соответствии с осуществляемой стадией производства);

е) общее количество единиц лекарственного препарата с указанием единиц измерения, заявляемых для целей ввоза в Российскую Федерацию или введения в гражданский оборот;

ж) 10-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (для лекарственных препаратов, произведенных вне территории Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов Евразийского экономического союза).

7. К заявлению о выдаче согласования прилагаются следующие документы и сведения:

а) копия документа на русском языке от держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, подтверждающего полномочие заявителя на подачу документов для получения согласования;

б) обоснование невозможности нанесения средств идентификации на упаковку лекарственного препарата в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", в том числе на таможенном складе;

в) копии договоров на поставку и установку оборудования для нанесения средств идентификации на каждую из указанных в заявлении производственных площадок, а также разработку или доработку программного обеспечения в целях обеспечения информационного взаимодействия с системой мониторинга (на русском языке);

г) план мероприятий по внедрению системы мониторинга с указанием итоговой даты готовности производителя к нанесению средства идентификации на упаковку лекарственного препарата и передаче данных о нанесении в систему мониторинга.

8. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня поступления документов и сведений, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, направляет поступившие документы и сведения в межведомственную комиссию в форме электронных документов.

9. Межведомственная комиссия в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов и сведений принимает решение о возможности (невозможности) выдачи согласования.

Критерии для принятия межведомственной комиссией решения определяются в положении о межведомственной комиссии, утверждаемом в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

10. Решение межведомственной комиссии направляется в форме электронного документа в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения в течение одного рабочего дня со дня его оформления.

11. В течение 3 рабочих дней со дня поступления решения межведомственной комиссии Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения оформляет соответствующее согласование или отказ в выдаче согласования и направляет его заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Основанием для отказа в выдаче согласования является принятие межведомственной комиссией решения о невозможности выдачи согласования.

12. Перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии лекарственного препарата в информационную систему вносится информация о наличии (отсутствии) средства идентификации на упаковках серии или партии лекарственного препарата.

13. При выявлении в информационной системе сведений о серии или партии лекарственного препарата, произведенного после 1 октября 2020 г. без нанесения средства идентификации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения принимает решение о прекращении гражданского оборота таких серии или партий лекарственного препарата в установленном порядке.

14. Информация о выданных согласованиях в течение одного рабочего дня размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме реестра согласований (далее - реестр). Реестр содержит следующие сведения:

а) наименование, адрес заявителя, идентификатор субъекта обращения лекарственных средств, присвоенный в системе мониторинга;

б) сведения о регистрации заявителя в качестве налогоплательщика в стране регистрации (для российских юридических лиц - идентификационный номер налогоплательщика, для иностранных юридических лиц - страна регистрации, наименование регистрирующего органа, регистрационный номер, код налогоплательщика в стране регистрации (инкорпорации) или его аналог);

в) наименование лекарственного препарата (торговое наименование и международное непатентованное, или группировочное, или химическое), глобальный идентификационный номер торговой единицы, зарегистрированный в системе мониторинга (при наличии);

г) регистрационный номер в государственном реестре лекарственных средств и дата государственной регистрации;

д) перечень производственных площадок и адреса мест осуществления производства лекарственного препарата (в случае наличия нескольких участников процесса производства лекарственного препарата необходимо указать каждого участника в соответствии с осуществляемой стадией производства);

е) 10-значный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (для лекарственных препаратов, произведенных вне территории Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов Евразийского экономического союза);

ж) период действия согласования.

15. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

16. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения по письменному запросу органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписок или сообщает об отсутствии указанных сведений в день поступления соответствующего запроса.

17. В целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий по осуществлению таможенного контроля за лекарственными препаратами, ввозимыми в Российскую Федерацию, в том числе таможенного контроля после выпуска товаров, а также контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, доступ к информации, содержащейся в реестре, обеспечивается с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении взаимодействия между информационной системой и информационной системой Федеральной таможенной службы.

До реализации доступа к информации, содержащейся в реестре, с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия информация, содержащаяся в реестре, передается Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в Федеральную таможенную службу ежедневно в электронном виде в соответствии с соглашением о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации.

18. За выдачу согласований, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.


Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх