.

Освобождение от НДС при импорте с территории ЕАЭС

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-13/1/14693 от 15.03.2017

Минфин России ответил на вопрос о налогообложении НДС товаров, ввозимых в РФ с территории ЕАЭС, если они не облагаются налогом при обращении товаров на внутреннем рынке России.

НДС во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС взимается по принципу страны назначения (п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее – Договор о ЕАЭС). При этом отдельные товары при импорте их на территорию государства-члена ЕАЭС не облагаются НДС в соответствии с законодательством этого государства (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора).

Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не облагается НДС, установлен статьей 150 Налогового кодекса РФ. Однако лом и отходы черных металлов в указанный перечень не включены. Исходя из этого Минфин России решил, что при ввозе в РФ лома и отходов черных металлов из стран ЕАЭС, НДС следует платить в общеустановленном порядке.

В то же время, реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории РФ не облагается НДС на основании статьи 149 Налогового кодекса РФ (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Исходя из этого, Верховный Суд РФ пришел к выводу,  что такое различие противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц (на тот момент) Таможенного союза (от 28.12.2015 № 309-КГ15-11310 и от 30.05.2016 № 168-ПЭК16). В связи с этим при импорте товаров с территории стран - членов ЕАЭС необходимо учитывать положения не только статьи 150 Налогового кодекса РФ, устанавливающей освобождение от НДС при ввозе товаров на территорию РФ, но и статьи 149 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.

Хотя частный запрос касался ввоза лома и отходов черных металлов, данное решение Верховного Суда РФ актуально для любых импортируемых товаров.

В связи с этим вспомним разъяснения контролирующих органов, приведенные в письме ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097: когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с:

  • решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ;

  • решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ,

налоговые инспекции должны руководствоваться указанными судебными актами, начиная со дня их размещения в полном объеме на официальных сайтах Интернете либо со дня их официального опубликования.

Из этого следует, что если при ввозе лома и отходов черных металлов организация не начислит НДС, то налоговые риски для нее будут минимальны. И даже если у контролирующих органов и возникнут претензии, то велик шанс отстоять свою позицию в суде.

Аудитор Т.М.Прокофьева
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-13/1/14693 от 15.03.2017текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-13/1/14693 от 15.03.2017

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан лома и отходов черных металлов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом лом и отходы черных металлов в указанный перечень не включены.

Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов ЕАЭС лома и отходов черных металлов налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в общеустановленном порядке.

Однако Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 28 декабря 2015 г. N 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. N 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статей 3, 7, 177, 149, 150 Кодекса применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от налога на добавленную стоимость оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза. В связи с этим при импорте товаров с территории государств - членов стран ЕАЭС необходимо учитывать положения не только статьи 150 Кодекса, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и статьи 149 Кодекса, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх