Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
Подаем возражение правильно: памятка от ФНС
Информация Федеральной налоговой службы
Налоговая проверка окончена. Но самое тяжелое впереди – надо отстоять свое честное имя и, самое главное, деньги. Для этого нужно не просто представить возражения, а грамотно просчитать ситуацию, желательно на два шага вперед.
Налоговые органы проводят как выездные проверки, так и камеральные. И логическим завершением этих мероприятий практически всегда является акт налоговой проверки.
Кроме того, налоговики очень старательно составляют акты о совершении налоговых правонарушений.
Получение любого из указанных актов не сулит ничего приятного, потому что это означает начисление налогов, пеней и привлечение к ответственности.
Однако не все так печально. У фирмы, в случае несогласия с контролирующими органами есть право возразить. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт.
Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 НК РФ. В статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения.
Стоит отметить, что процедура подачи возражений зависит от того, какой акт был составлен. Также необходимо для себя определиться, будут ли это возражения по существу, или у вас есть какие-либо претензии к процедуре проведения проверки, составлению акта и порядку его рассмотрения.
ФНС составила памятку о подаче возражений на акты налоговых проверок.
Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки или в акте о налоговых правонарушениях, то у вас есть один месяц, со дня получения акта, чтобы предоставить письменные возражения. Причем по акту в целом или по его отдельным положениям.
В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, можно представить письменные возражения по результатам таких мероприятий в целом или в части. Тут надо обратить внимание: все, что имеет отношение к деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.
Но есть некоторые моменты, в отношении которых подавать возражение в налоговую инспекцию нецелесообразно. Это:
-
сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
-
неточности в оформлении протокола,
-
небольшие процессуальные нарушения.
Также, обязательно обратите внимание:
- при подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.
Пример
Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля. Фактически акт был получен 10 февраля.
Ошибочно полагая, что акт получен 7 февраля, налоговиками был исчислен крайний срок для подачи возражений – 1 марта. Следовательно, на 2 марта налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов, на которое он не явился. Руководитель инспекции, установив факт уведомления налогоплательщика о рассмотрении дела и его неявки, принял решение о проведении данной процедуры в отсутствие представителей фирмы. По итогам рассмотрения материалов в этот же день было принято решение от 2 февраля, о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Но, поскольку акт фактически был получен 10 февраля, последним днем для представления возражений будет 3 марта. Следовательно, рассмотрение материалов должно состояться не ранее 5 марта и решение может быть принято не ранее этой даты. А поскольку оно было принято 2 марта, то это явное нарушение существенных условий процедуры рассмотрения дела. То есть вышестоящий налоговый орган или суд могут сделать вывод о том, что организация была лишена возможности защищать свои интересы в полной мере. Как следствие – решение может быть отменено по формальным признакам.
Перед тем как «переписку» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, которые удостоверят вашу правоту, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.
Помимо того, если в момент написания акта налоговой проверки у вашей фирмы по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но вы в кратчайшие сроки успели восстановить их или смогли исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.
Это позволит снизить размер доначисленного налога, если он был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.
Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая все обстоятельства, которые привели к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты фирмы.
С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они могут стать доказательной базой при обращении фирмы в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.
ФНС изложила способы и варианты подачи возражений.
Разъяснила, кто является законным представителем. Это:
-
представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)
-
представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Аналогичное разъяснение было дано и в отношении уполномоченного представителя. Это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Так же налоговики указали, кому следует адресовать возражения:
- возражения нужно отправить по адресу налогового органа, составившего акт. Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса: «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
И наконец, как происходит процесс рассмотрения возражений:
- перед рассмотрением материалов проверки руководитель (замруководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт. В случае неявки устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения. При надлежащем извещении, если присутствие лица признано обязательным, принимает решение об отложении рассмотрения, а если нет, то материалы рассматривает в отсутствие указанного лица. При ненадлежащем извещении принимает решение об отложении рассмотрения.
Кроме всего прочего, если у вас нечего возразить контролерам, то как минимум можно ходатайствовать о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Ведь налоговый орган при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства должен снизить размер штрафа не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Таким образом, посетить комиссию имеет смысл, даже если вам нечего противопоставить инспекторам. Все равно можно добиться результата, хотя и минимального.
Информация Федеральной налоговой службы
ПОДАЧА ВОЗРАЖЕНИЙ НА АКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
1. В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
-
В акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),
-
В акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)
Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
2. В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Возражения - это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ), результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
Способы подачи возражений
-
В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа
-
По почте
Варианты подачи возражений
-
Лично
-
Через представителя
Представители (Глава 4 ст. 27, 29 НК РФ)
Законных представителей
-
это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)
-
это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Уполномоченных представителей
- это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок
Случаи подачи возражений
В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
-
в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),
-
в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)
можно представить письменные возражения по указанным акту в целом или по их отдельным положениям.
Возражения - это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Кому адресовать возражения.
Возражения направляются в адрес налогового органа, составившего акт.
Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса: "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции"
Способы подачи возражений
-
В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа
-
По почте
Варианты подачи возражений
-
Лично
-
Через представителя
Представители (Глава 4 ст. 27, 29 НК РФ)
Законных представителей
-
это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)
-
это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).
Уполномоченных представителей
- это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Рассмотрение возражений
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.
В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).
В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
При надлежащем извещении:
-
в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
-
в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.
При ненадлежащем извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):
-
объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
-
установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
-
в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
-
разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
-
вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
-
решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
-
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
-
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
-
о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
-
об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).