.

При возврате возмещенного в заявительном порядке НДС начисляются проценты

Решение Федеральной налоговой службы № № КЧ-4-9/4131@ от 07.03.2019

Начисление процентов на сумму НДС, возмещенную ранее в заявительном порядке, но которая в связи с уточнением обязательств возвращена в бюджет, прямо предусмотрено НК РФ, как плата за необоснованное пользование бюджетными средствами. Закон не связывает начисление этих процентов с наличием или отсутствием у налогоплательщика переплаты по налогу.

Такая позиция ФНС основана на выводах постановления Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 № 9334/12. Дело было рассмотрено в пользу налогового органа.

Суть жалобы

Налогоплательщик предъявил к возмещению в заявительном («ускоренном») порядке сумму НДС (ст. 176.1 НК РФ). Впоследствии право на возмещение этой суммы было признано неподтвержденным. Компания возвратила в бюджет полученную сумму налога, но без процентов, поскольку у него имелась переплата по НДС.

Позиция инспекции

Закон не связывает начисление процентов с наличием или отсутствием у налогоплательщика переплаты по налогу в период необоснованного пользования возмещенным НДС.

Более того, заявляя о применении «ускоренного» порядка возмещения НДС, налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) суммы, если решение о возмещении будет отменено. Также он обязан уплатить начисленные на указанные суммы проценты,. Это прямо следует из положений пункта 7 статьи 176.1 НК РФ.

Поэтому проценты на сумму НДС, заявленную налогоплательщиком к возмещению в заявительном порядке, но впоследствии подлежащую возврату в бюджет, подлежат начислению.

Заявительный порядок возмещения НДС

Заявительный порядок возмещения НДС означает, что фирма может зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Поэтому его еще называют «ускоренным». Процедура такого возмещения НДС прописана в статье 176.1 НК РФ.

Право на ускоренное возмещение НДС предоставлено не всем. С 01.10.2018 им могут воспользоваться организации, которые за три календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности 2 миллиарда рублей налогов. Речь идет об НДС, НДПИ, акцизах и налоге на прибыль.

Остальные компании могут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии или договора поручительства.

Банковская гарантия

Банковская гарантия при заявительном порядке возмещения НДС означает, что если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение фирмой налогового законодательства, ее обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов исполнит банк. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок ее действия должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма НДС к возмещению.

Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате.

Выдать гарантию может только банк, включенный в перечень кредитных организаций, который ведет Минфин РФ на основании данных Центробанка.

Договор поручительства

Плательщики НДС имеют возможность возместить налог в заявительном порядке, если заключат договор с поручителем.

Согласно такому договору, поручитель обязуется вернуть в бюджет сумму налога, возмещенную в ускоренном порядке, если решение о возмещении суммы НДС будет отменено полностью или частично (подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Сумма, на которую выдано поручительство, должна обеспечивать возврат в бюджет полной суммы возмещаемого НДС (подп. 1 п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ).

К таким поручителям установлены достаточно серьезные требования. Они сформулированы в пункте 2.1 статьи 176.1 НК РФ:

  • поручителем может быть исключительно российская организация;
  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная поручителем в течение трех лет, которые предшествуют году подачи заявления на заключение договора поручительства (без учета сумм налогов, уплаченных на таможне и в качестве налогового агента), составляет не менее 2 миллиардов рублей;
  • сумма обязательств поручителя по всем действующим договорам поручительства не превышает 50% стоимости его чистых активов, которая определяется по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году подачи заявления на заключение договора.

Поручитель не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации, не должен являться банкротом. У него не должно быть задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Срок действия договора должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, и должен быть не более одного года со дня заключения договора.

Как получить ускоренное возмещение

Чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее пяти дней с момента представления декларации фирма должна подать в налоговую инспекцию заявление (в этот же срок подают и банковскую гарантию) (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ).

В заявлении нужно указать реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемого налога. Здесь же фирма должна подтвердить, что обязуется вернуть полученную (зачтенную) сумму, если по итогам камеральной проверки в возмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Налоговая инспекция принимает решение о возврате или зачете НДС в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления. В этот же срок инспекторы сообщают компании в письменной форме о возмещении или об отказе в возмещении налога.

На следующий день после принятия решения налоговая инспекция направляет поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства.

Камеральная проверка при всем этом идет своим ходом.

Если вычет подтвержден

Как вы знаете, по результатам обычной камеральной проверки при отсутствии нарушений и несоответствий инспекция хранит молчание. Если же в ходе камеральной проверки декларации, по которой заявлено «ускоренное» возмещение НДС, инспекция не выявит налоговых нарушений, она сообщает фирме об окончании проверки и отсутствии нарушений, причем письменно. Сообщение налоговики должны прислать в течение семи рабочих дней после окончания проверки.

Не позднее дня, следующего за днем отправки такого сообщения, инспекция направляет в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Если вычет не подтвержден

Если сумма НДС, возвращенная фирме, оказалась больше той, которая должна быть возмещена по результатам камеральной проверки, решение о возврате или зачете отменяется.

В течение пяти дней после получения требования о возврате налога фирма обязана перечислить его в бюджет. Кроме того, придется еще уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Связано это с тем, что проценты, начисленные согласно порядку, изложенному в пункте 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, признаются компенсацией. Ее налогоплательщик должен уплатить в бюджет за то, что незаконно пользовался бюджетными средствами - излишне возмещенными суммами НДС.

Проценты начисляются со дня получения этих сумм из бюджета (со дня зачета) до дня уплаты денежных средств по требованию налоговой инспекции о возврате НДС (см. письмо Минфина РФ от 19.06.2015 № 03-07-15/35463).

Если фирма, предоставив в налоговую инспекцию банковскую гарантию, не вернула в бюджет полученный НДС, инспекторы направляют в банк требование об уплате возмещенных денег по гарантии. Если в течение пяти рабочих дней это требование банк не исполнит, налоговики имеют право взыскать налог в принудительном порядке за счет средств на банковских счетах фирмы. Или, в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, за счет иного имущества компании.

Такова процедура заявительного порядка возмещения НДС.

И в завершение предупреждаем, что затраты на проценты при возврате ускоренно возмещенного НДС нельзя учитывать в расходах при расчете налога на прибыль.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Решение Федеральной налоговой службы № № КЧ-4-9/4131@ от 07.03.2019текст документа

Решение Федеральной налоговой службы
№ № КЧ-4-9/4131@ от 07.03.2019

Федеральной налоговой службой получена апелляционная жалоба Акционерного общества «Х» (далее - АО «Х», Общество, Заявитель) от 29.12.2018 на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Межрегиональная инспекция) от 26.11.2018 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение).

Как следует из представленных материалов, Межрегиональной инспекцией в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации АО «Х» по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года, представленной 25.04.2018 (далее - Декларация).

По результатам налоговой проверки Межрегиональной инспекцией составлен акт от 08.08.2018 и вынесено Решение, согласно которому Обществу предложено уплатить проценты в сумме 38 895 рублей, начисленные за необоснованное использование бюджетных средств, необоснованно возмещенных из бюджета в размере 639 665 рублей, и на основании пункта 1 статьи 109 Кодекса отказано в привлечении АО «Х» к налоговой ответственности.

Основанием для начисления процентов в размере 38 895 рублей послужило установление Межрегиональной инспекцией неправомерного принятия Обществом к вычету и возмещению из бюджета в заявительном порядке по Декларации НДС в сумме 639 665 рублей.

При этом Заявителем признаны нарушения, установленные Межрегиональной инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки Декларации, путем представления в Межрегиональную инспекцию уточненных налоговых деклараций по НДС за спорный период (далее - уточненные Декларации N N 1, 2).

АО «Х», не согласившись с Решением Межрегиональной инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит отменить Решение.

Общество со ссылками на положения Кодекса, судебную арбитражную практику в апелляционной жалобе отмечает, что начисление процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, должно осуществляться с учетом имеющейся у налогоплательщика переплаты.

В период с 10.05.2018 (дата возмещения НДС в заявительном порядке) и до момента представления уточненной Декларации N 2 АО «Х» имело переплату, что подтверждается актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и выпиской операций по расчету с бюджетом.

Заявитель считает, что при наличии указанных сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость основания для начисления процентов за использование необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств отсутствуют.

Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные материалы, отмечает следующее.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 Кодекса (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса.

Пунктом 11 статьи 176.1 Кодекса предусмотрено, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В силу пункта 24 статьи 176.1 Кодекса после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Как следует из представленных материалов, Обществом 25.04.2018 представлена Декларация, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в размере 3 843 997 779 рублей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса АО «Х» представлено заявление от 25.04.2018 о применении заявительного порядка возмещения НДС в размере 3 843 997 779 рублей.

Межрегиональной инспекцией 04.05.2018 было вынесено решение о возмещении Обществу НДС в сумме 3 843 997 779 рублей.

АО «Х» 24.09.2018 представлена уточненная Декларация N 1, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в сумме 3 843 516 802 рубля.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС в сумме 3 843 516 802 рубля АО «Х» не заявлено.

Обществом 22.11.2018 представлена уточненная Декларация N 2, в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета в сумме 3 843 358 114 рублей.

Право на применение заявительного порядка возмещения НДС в сумме 3 843 358 114 рублей АО «Х» не заявлено.

Причиной представления уточненных Деклараций является устранение Заявителем нарушений, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки и отраженных в акте от 08.08.2018.

В связи с уменьшением Обществом суммы НДС, заявленного к возмещению из бюджета, Межрегиональной инспекцией на сумму необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств (639 665 рублей = 3 843 997 779 рублей - 3 843 358 114 рублей) в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса начислены проценты в размере 38 895 рублей.

Учитывая положения пункта 24 статьи 176.1 Кодекса, Федеральная налоговая служба признает действия Межрегиональной инспекции по начислению процентов в сумме 38 895 рублей соответствующими требованиям статьи 176.1 Кодекса.

В отношении довода Заявителя о неправомерном начислении процентов в связи с наличием переплаты по НДС Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Как отмечалось выше, согласно статье 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в этой статье. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке.

Указанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2012 N 9334/12.

При указанных обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет апелляционную жалобу АО «Х» без удовлетворения.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

Дата решения: 07.03.2019

Номер решения: КЧ-4-9/4131@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 176.1

Вид налога: НДС

Тема налогового спора: Правомерность начисления процентов на сумму налога на добавленную стоимость, неправомерно возмещенную в заявительном порядке, при наличии переплаты по указанному налогу

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке.

Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что при наличии сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость основания для начисления процентов за использование необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств отсутствуют.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 7 статьи 176.1 Кодекса налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176.1 Кодекса (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных статьей 176.1 Кодекса. Пунктом 11 статьи 176.1 Кодекса предусмотрено, что обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В силу пункта 24 статьи 176.1 Кодекса после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:

1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя установила следующее.

Обществом 25.04.2018 представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2018 года (далее - Декларация), в которой заявлен НДС к возмещению из бюджета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 Кодекса Обществом представлено заявление от 25.04.2018 о применении заявительного порядка возмещения НДС.

Межрегиональной инспекцией 04.05.2018 было вынесено решение о возмещении Обществу НДС в заявленной сумме.

Обществом 24.09.2018 и 22.11.2018 представлены уточненные Декларации N 1 и N 2, в которых заявлен НДС к возмещению из бюджета. Право на применение заявительного порядка возмещения НДС Обществом не заявлено. Причиной представления уточненных Деклараций является устранение Заявителем нарушений, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки и отраженных в акте от 08.08.2018.

В связи с уменьшением Обществом суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета, Межрегиональной инспекцией на сумму необоснованно возмещенных из бюджета денежных средств в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса начислены проценты. Учитывая положения пункта 24 статьи 176.1 Кодекса, Федеральная налоговая служба признает действия Межрегиональной инспекции по начислению процентов соответствующими требованиям статьи 176.1 Кодекса. В отношении довода Заявителя о неправомерном начислении процентов в связи с наличием переплаты по НДС Федеральная налоговая служба сообщила следующее. Как отмечалось выше, согласно статье 176.1 Кодекса заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в этой статье. Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств. При этом наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от уплаты процентов, начисленных в порядке пункта 17 статьи 176.1 Кодекса, на суммы налога на добавленную стоимость, неправомерно полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке. Указанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2012 N 9334/12. При указанных обстоятельствах Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх