.

Применение ККТ при предоставлении займов

Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/18186@ от 18.09.2018

Обязанность по применению ККТ возложена на организацию или ИП, предоставляющих заем, а также получающих денежные средства в счет его погашения. Если же заем выдается не для оплаты товаров (работ, услуг), то применять ККТ заимодавец не обязан.

С 01.07.2019 заимодавец будет обязан пробивать чеки, когда он выдает заем и получает деньги в счет погашения займа. До этой даты чеки можно не пробивать. Кроме того, пробивать чек или нет, зависит еще и от того, на какие цели выданы деньги. Если для оплаты товаров, работ или услуг, то чек нужен. Если на другие цели – не нужен.

Расчеты по закону о ККТ

Определение термина «расчеты» дано в пункте 1.1 Федерального закона от 22.05. 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ).

Согласно этой норме под расчетами понимается:

  • как прием, так и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок и т. д.;
  • прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты, авансов;
  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

Таким образом, содержание термина «расчеты» прямо указывает на целевой характер займов, при осуществлении которых должна применяться ККТ. Это займы для оплаты товаров, работ и услуг.

Расчеты между юрлицами и ИП

При расчетах между юридическими лицами и ИП наличными деньгами либо с предъявлением электронного средства платежа ККТ должна применяться в обязательном порядке (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ).

Следовательно, в случае выдаче займа на определенные цели, заимодавец применяет ККТ как при выдаче займа, так и приеме денежных средств в случае его погашения. О том, что организации обязаны применять ККТ при предоставлении и погашении займов для оплаты товаров, работ, услуг, Минфин РФ также сообщал в письме от 16.08.2018 № 03-01-15/58181.

В случае выдачи займа не в целях оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг заимодавец не обязан применять ККТ. При этом финансисты предупредили, что стороны, заключившие сделку, должны понимать ее условия, в том числе, если не предусмотрена цель займа, и осознавать последствия заключения мнимой либо притворной сделки.

Отсрочка до 01.07.2019

Однако организации и ИП при осуществлении расчетов при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг вправе не применять ККТ и не выдавать бланки строгой отчетности до 01.07.2019 (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Это касается также и ломбардов.

В деятельности ломбарда договор займа оформляется выдачей заемщику залогового билета. Ломбарды вправе формировать залоговый билет с применением ККТ с соблюдением требований законодательства о применении ККТ. Таким образом, при осуществлении расчетов при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг организации - ломбарды также вправе не применять ККТ и не выдавать БСО до 01.07.2019.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Федеральной налоговой службы №ЕД-4-20/18186@ от 18.09.2018текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-20/18186@ от 18.09.2018

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение Российской саморегулируемой организации от 11.07.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, термин "расчеты" прямо указывает на целевой характер займов, при осуществлении которых должна применяться контрольно-кассовая техника, а именно займы для оплаты товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, в случае если заем выдается не в целях оплаты товаров (работ, услуг), то обязанность применения контрольно-кассовой техники у заимодавца не возникает.

При этом важно отметить, что обе стороны сделки должны понимать ее условия, в том числе при бесцелевом характере, и осознавать последствия заключения мнимой либо притворной сделки.

Обращается внимание, что согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, контрольно-кассовая техника должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.

При этом следует учитывать, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники обязанность по применению контрольно-кассовой техники возложена на организацию или индивидуального предпринимателя, непосредственно предоставляющих заем, а также получающих денежные средства в счет погашения займа.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ) реквизитный состав кассового чека, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента). Данные положения вступают в силу с 01.07.2019.

Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.

До 01.07.2019 указанные расчеты могут осуществляться также с использованием одной единицы контрольно-кассовой техники и формированием одного кассового чека без указания в нем сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) покупателя.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона N 192-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Дополнительно сообщается, что по вопросам применения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ваш адрес был направлен соответствующий ответ Межрайонной ИФНС России.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх