.

Расходы на услуги нотариуса «упрощенца»

Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/47568 от 28.06.2019

Нотариальную деятельность регулируют «Основы законодательства РФ о нотариате», утв. ВС РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1. Нотариальные действия могут совершать:

  • нотариусы из государственной нотариальной конторы;
  • частные нотариусы.

За проведенные операции государственными нотариусами взимается госпошлина, а частные получают оплату по специальному нотариальному тарифу.

Нотариус может не только совершать нотариальные действия, но и оказывать правовые и технические услуги. Например:

  • составлять проекты заявлений, договоров и других документов;
  • изготавливать копии и выписки из документов;
  • давать разъяснения нотариальных действий.

На них государственных тарифов нет, их стоимость договорная.

Отражение в учете таких платежей имеет особенности.

УСН и расходы на нотариуса

При расчете единого налога плату за нотариальное оформление включают в состав расходов. Правда, только в пределах тарифов.

Затраты на нотариальные действия можно учесть в расходах в следующих пределах:

  • по сделкам с необязательной нотариальной формой заверения – не выше норматива, установленного в статье 22.1 «Основ законодательства РФ о нотариате»;
  • по сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, – не выше госпошлины, установленной статьей 333.24 Налогового кодекса.

На практике уплаченная частному нотариусу сумма больше нотариальных норм, т.к. в услугу включается не только сам тариф, но и стоимость сопутствующих услуг технического и правового характера.

В перечне расходов, которые «упрощенцы» могут учесть при определении налоговой базы по единому налогу, упомянуты расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

Минфин России в письме от 28.06.2019 г. № 03-11-11/47568 отмечает, что расходы в виде платы нотариусу за оказание услуг правового характера могут быть учтены в составе расходов при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. То есть быть обоснованными и документально подтвержденными.

Плату сверх тарифов, например, доплаченную частному нотариусу в связи со срочностью оформления документов, нельзя учесть в расходах при расчете единого налога.

Документы для признания расходов

Нотариус после совершения нотариальных или прочих действий должен выдать документы, которые подтверждают оказание услуг и их оплату:

  • справка-расшифровка об оказании нотариальных услуг, которая содержит наименование услуги и регистрационный номер;
  • квитанция.

Обратите внимание: плата за услуги технического и правового характера должна быть выделена в справке отдельно. Так как справка не имеет унифицированной формы, важно, чтобы в ней содержались все необходимые реквизиты первичного документа.

Документы заверяются подписью нотариуса и печатью. На основании этих документов расходы признаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/47568 от 28.06.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/47568 от 28.06.2019

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 20.05.2019 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, сообщает.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

Кроме того, согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по указанному налогу уменьшают полученные доходы на расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Исходя из этого расходы в виде платы нотариусу за нотариальное оформление доверенностей могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в порядке, предусмотренном подпунктом 14 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса. Расходы в виде платы нотариусу за оказание услуг правового характера могут быть учтены в составе расходов в зависимости от вида осуществленной нотариусом услуги при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх