Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
Расходы по договору подряда: этапы работ
Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/53178 от 12.09.2016
Минфин России разъяснил, как признавать расходы по договору подряда, если выполненные работы сдаются поэтапно. Разъяснения адресованы организациям (подрядчикам), применяющим в налоговом учете метод начисления.
Налог на прибыль
Для целей налогообложения расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денег или иной формы оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ). При этом прямые расходы относятся к расходам текущего периода по мере реализации работ, в стоимости которых они учтены (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на выполненные работы организация (подрядчик) определяет самостоятельно в своей учетной политике для целей налогообложения. При этом случает учесть, что прямые расходы, относящиеся к отдельным этапам выполняемых работ, признаются по мере завершения соответствующих этапов.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Выполнение работ на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу (при отсутствии предоплаты) определяют как договорную стоимость каждого их этапов работ (без учета НДС) на даты сдачи отдельных этапов работ заказчику - при составлении соответствующего первичного документа (п. 1 ст. 154, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).
Бухгалтерский учет
Выручку от выполнения работ подрядчик учитывает в составе доходов от обычных видов деятельности - на даты выполнения каждого из этапов работ, в сумме, установленной договором подряда для каждого из этих этапов (п. п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Если работы выполняются по договору строительного подряда и длительность их выполнения составляет более одного отчетного года (или сроки начала и окончания работ приходятся на разные отчетные годы), то бухгалтерский учет ведут в соответствии с ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденным приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н.
Пример. Учет расходов по договору подряда.
Предположим, в соответствии с договором подряда подрядчик сдает работы в два этапа. Стоимость первого этапа составляет 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей), стоимость второго – 354 000 рублей (в том числе НДС – 54 000 рублей). Затраты на выполнение первого этапа работ составили 90 000 рублей, второго – 210 000 рублей. Для целей налогообложения прибыли указанные затраты признаются прямыми. Сдача каждого этапа работ оформлена актом приемки-сдачи выполненных работ. Оба этапа работ выполняются в течение одного отчетного года. Бухгалтер сделает следующие записи.
На дату подписания акта по первому этапу:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
- 200 000 руб. (236 000 – 36 000) - отражена выручка от выполнения первого этапа работ;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
- 90 000 руб. – списана себестоимость первого этапа выполненных работ;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 36 000 руб. – начислен НДС по первому этапу выполненных работ.
На дату подписания акта по второму этапу:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
- 300 000 руб. (354 000 – 54 000) - отражена выручка от выполнения второго этапа работ;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
- 210 000 руб. – списана себестоимость второго этапа выполненных работ;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 000 руб. – начислен НДС по второму этапу выполненных работ.
Письмо Министерства финансов РФ
№03-03-06/1/53178 от 12.09.2016
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
На основании пункта 2 статьи 318 НК РФ прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.
При этом порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на выполненные работы налогоплательщик определяет самостоятельно в своей учетной политике для целей налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, если по условиям договора предусмотрена поэтапная сдача выполненных работ, то затраты, относящиеся к отдельным этапам, признаются расходами для целей налогообложения прибыли организаций по мере завершения соответствующих этапов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ