.

Разносная торговля как вид розничной торговли

Постановление Правительства РФ №621 от 30.05.2018

В Постановлении Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 621 уточнено понятие разносной торговли. Это розничная торговля в месте нахождения покупателя вне торговых объектов - неважно, стационарных или нестационарных - путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром.

Разносная торговля

Понятие разносной торговли приведено в пункте 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Постановление № 55).

Разносная торговля – это вид розничной торговли, которая осуществляется в месте нахождения покупателя: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах. Покупатель смотрит то, что ему предлагает продавец, и если что-то приглянулось, совершает покупку. То есть не покупатель идет к продавцу, а продавец к покупателю.

Что касается ассортимента предлагаемых к продаже товаров, то продавец определяет его самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

Однако разносная торговля запрещена в отношении:

  • продовольственных товаров (кроме мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара);
  • лекарственных препаратов;
  • медицинских изделий;
  • ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
  • оружия и патронов к нему;
  • экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, принципы осуществления и разрешенные к разносной торговле товары определены достаточно четко.

Торговые объекты

Но было в предыдущей редакции пункта 4 Постановления № 55 одно тонкое место. Ранее под разносной торговлей понималась розничная торговля в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли.

Стационарный торговый объект – это здание, строение или их части, прочно связанные с землей фундаментом и подключенные к инженерно-технологическим сетям (п. 5 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 381-ФЗ).

Понятие «стационарная торговая сеть» есть также в Главе 26.3 Налогового кодекса РФ, посвященной ЕНВД. Это торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям (ст. 346.27 НК РФ). Принципиального отличия от Закона № 381-ФЗ нет. Отличительными признаками стационарного торгового объекта также является наличие прохода для покупателей, витрин и мест проведения расчетов.

Закон № 381-ФЗ определяет и нестационарный торговый объект. Это временное сооружение (в том числе передвижное) или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком. Наличие или отсутствие подключения к инженерным сетям значения не имеет (п. 6 Закона № 381-ФЗ).

В НК РФ определение нестационарной торговой сети увязано конкретно с разносной (и развозной) торговлей (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

А в Постановлении № 55 теперь под разносной торговлей понимается розничная торговля в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром. Как видите, больше нет указания на то, что разносная торговля осуществляется вне стационарных торговых объектов. Значит, определяющим является то, что разносная торговля – это разновидность розничной торговли.

Однако к этому виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.

Таким образом, внесением поправки в Постановление № 55 разрешен по меньшей мере один спорный момент: относить ли к разносной торговле продажу по каталогам с выдачей затем товара на складе? Получается, что не относить.

Ведь склад, с которого происходит отгрузка уже заказанного товара, не относится к стационарным торговым объектам. В нем нет оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товара, обслуживания покупателей. А ограничение раньше было установлено только в отношении торговли вне стационарной торговой сети. Поэтому продавцы, торгуя по каталогам и предлагая выбор товара на улице, относили такую торговлю к разносной. Теперь же главное условие для разносной торговли – ее осуществление вне торгового объекта вообще, без уточнения, какой он – стационарный или нестационарный.

Начало действия документа - 09.06.2018.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Постановление Правительства РФ №621 от 30.05.2018текст документа

Постановление Правительства РФ
№621 от 30.05.2018

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПУНКТ 4 ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

В абзаце втором пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст. 482; 2002, N 6, ст. 584; 2003, N 29, ст. 2998; 2007, N 14, ст. 1697; 2012, N 41, ст. 5629; 2015, N 2, ст. 519; N 39, ст. 5409), слова "стационарных мест торговли" заменить словами "торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром".


Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх