.

Скидку «на травматизм» отменить нельзя

Постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-94/17 по делу N А07-6131/2016 от 21.02.2017

Арбитражный суд Уральского округа вынес постановление от 21.02.2017 № Ф09-94/17 по делу № А07-6131/2016 по следующей ситуации.

Суть спора

ФСС РФ установил организации скидку к тарифу по страховым взносам «на травматизм». Однако в году применения скидки у организации возникла задолженность по взносам - за апрель, май и июнь – в связи с ухудшением ее экономического состояния.

В связи с этим фонд по истечении года применения скидки издал приказ, которым отменил ранее изданный приказ, устанавливавший скидку, а также доначислил взносы «на травматизм» в связи с отменой скидки.

Принимаю такое решение, фонд исходил из того, что отмена ранее установленной скидки не запрещена.

Решение суда

Суд выиграла организация.

Арбитры отметили: в данном случае ей была предоставлена государственная услуга по предоставлению скидки, порядок отмены которой не установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 06.09.2012 № 177н.

Приказ фонда об отмене ранее предоставленной скидки фактически установил основания для начисления взносов в размере ранее предоставленной скидки. А это противоречит статьям 25, 26 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ и

Кроме того, издание в следующем году приказа о начислении организации  взносов за год применения скидки противоречит Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524.

При этом на момент издания оспариваемого приказа отмененный приказ о скидке уже не действовал.

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-94/17 по делу N А07-6131/2016 от 21.02.2017текст документа

Постановление Арбитражного суда Уральского округа
№Ф09-94/17 по делу N А07-6131/2016 от 21.02.2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Кравцовой Е.А., Токмаковой А.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2016 по делу N А07-6131/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

В судебное заседание от фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Суд рассмотрел данное ходатайство и удовлетворил его.

 

Открытое акционерное общество "Акционерная Компания ОЗНА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к фонду о признании недействительным приказа от 16.10.2015 N 2727 об отмене приказа по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением суда от 15.09.2016 (судья Крылова И.Н.) заявленные обществом требования удовлетворены, признан недействительным приказ фонда от 16.10.2015 N 2727 об отмене приказа по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В обоснование своей позиции фонд ссылается на п. 27 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.09.2012 N 177н, а также п. 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524) согласно которым несвоевременная уплата страхователем текущих страховых взносов является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению скидки.

По мнению заявителя жалобы, данные нормы права предоставляют ему право и на отмену ранее предоставленной скидки при выявлении в ходе проведения внеплановых контрольных мероприятий отдела страхования профессиональных рисков Регионального отделения факта несвоевременной оплаты страховых взносов, поскольку Регламентом и Правилами отмена ранее установленной скидки не запрещена.

Также фонд считает, что обществом пропущен установленный трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 22.10.2013 общество обратилось к фонду с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год.

Скидка получена на основании пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Приказом от 28.10.2013 N 2061 фонд установил обществу на 2014 год скидку к страховому тарифу в размере 29%.

Общество в течение 2014 года уплачивало страховые взносы, исходя из страхового тарифа с учетом данной скидки.

В последующем, Фондом издан приказ от 16.10.2015 N 2727, которым он отменил ранее изданный приказ от 28.10.2013 N 2061. Данным приказом также обществу доначислены страховые взносы за 2014 год в связи с отменой скидки.

Не согласившись с приказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что отмена ранее предоставленной и использованной страхователем скидки невозможна, и на момент издания оспариваемого приказа N 2727 отмененный приказ N 2061 уже являлся недействующим, поскольку истек период времени, на который распространялось его действие.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

В силу п. 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства труда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340; далее - Методика расчета скидок и надбавок), согласно которой скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года (п. 2 Методики расчета скидок и надбавок).

В соответствии с п. 8 Правил N 524 к условиям рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка (подп. "а"); своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов (подп. "б"); отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (подп. "в").

Пунктом 10 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.

Из содержания приведенных норм права следует, что под своевременной уплатой страхователем текущих страховых взносов понимается своевременность внесения страхователем страховых взносов в том календарном году, в котором он обратился с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу, в данном случае - в 2013 году.

Судами установлено, что задолженность по страховым взносам на дату обращения с заявлением о предоставлении скидки у общества отсутствовала, а причиной нарушения сроков оплаты страховых взносов за апрель, май и июнь 2013 года явилось незапланированное ухудшение в 2013 г. экономического состояния предприятия, о чем фонд на момент принятия решения о предоставлении скидки был поставлен в известность письмом общества от 09.09.2015 N 23/488.

Приказом фонда об отмене ранее предоставленной скидки фактически установлены основания для начисления страховых взносов в размере ранее предоставленной скидки и произведено их начисление, что противоречит положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, согласно которому основанием для начисления страховых взносов могут быть отчетность страховщика либо решение фонда (ст. 25, 26 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Судами отклонена ссылка фонда на п. 27 Административного регламента, в котором указаны основания для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно несвоевременная уплата страхователем текущих страховых взносов (пункт 2), поскольку в данном случае обществу была предоставлена государственная услуга по предоставлению скидки, порядок отмены которой Регламентом не установлен.

Кроме того, судами отмечено, что приказ от 16.10.2015, начисляющий обществу страховые взносы за 2014 год, то есть за год, предшествующий году вынесения спорного приказа, противоречит Правилам от 30.05.2012 N 524, поскольку в нарушение приведенных выше норм права он изменяет размер скидки на год, предшествующий изданию приказа.

Срок действия приказа N 2118 (до 31.12.2014) на момент издания приказа N 2727 истек.

Следовательно, на момент издания оспариваемого приказа от 16.10.2015 отмененный им приказ уже являлся недействующим, поскольку истек период времени, на который распространялось его действие.

При таких обстоятельствах, выводы судов о наличии условий для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта фонда являются правильными.

Суды также пришли к верному выводу о соблюдении обществом срока для обращения в арбитражный суд.

Нормы материального права применены судом первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

постановил: 

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2016 по делу N А07-6131/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председательствующий О.Л.ГАВРИЛЕНКО Судьи Е.А.КРАВЦОВА А.Н.ТОКМАКОВА
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх