.

Социальный вычет на страхование жизни и от болезней

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/1989 от 17.01.2018

Физическое лицо имеет право на социальный вычет по НДФЛ в сумме взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни (ст. 219 НК РФ). Эти виды страхования предусмотрены подпунктом 1 пункта 1 статьи 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

Социальный вычет можно предоставить, если такой договор заключен на срок не менее пяти лет – на основании документов, подтверждающих расходы по уплате страховых взносов по перечисленным видам страхования.

Сотрудник вправе получить социальный вычет по НДФЛ в сумме взносов по договору добровольного страхования жизни, обратившись с письменным заявлением к работодателю до окончания календарного года. С 01.01.2017 можно предоставить сотруднику вычет по договору добровольного страхования жизни, даже если работодатель не удерживал взносы из выплат в его пользу и не перечислял их в страховую организацию (подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ).

Если договор страхования заключен по нескольким видам страхования, предусмотренным статьей 32.9 Закона № 4015-1 (например, по добровольному страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев и болезней), то вычет предоставляется только в сумме взносов, относящихся к страхованию жизни. Вычет по страхованию от несчастных случаев и болезней статья 219 Налогового кодекса РФ не предусматривает.

Для получения социального вычета по НДФЛ расходы должны быть подтверждены документально. По «комбинированному» договору подтверждающим документом является выданная страховой компанией справка об уплаченных взносах раздельно по видам страхования (письмо Минфин России от 11.07.2016 № 03-04-07/40502).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/1989 от 17.01.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-05/1989 от 17.01.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору страхования и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В статье 32.9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) поименованы виды страхования, в числе которых указаны страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события (подпункт 1 пункта 1 статьи 32.9 Закона), а также страхование от несчастных случаев и болезней (подпункт 4 пункта 1 статьи 32.9 Закона).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 4015-1 объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса.

Указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.

Страховые взносы по договору страхования от несчастных случаев и болезней не поименованы в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, поэтому к сумме уплаченных страховых взносов по указанному договору социальный налоговый вычет не применяется.

При заключении договора страхования, включающего помимо страхования от несчастных случаев и болезней также добровольное страхование жизни, социальный налоговый вычет, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, может быть предоставлен по такому договору только в сумме уплаченных страховых взносов, относящихся к добровольному страхованию жизни, если такой договор заключен на срок не менее пяти лет.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх