.

Страховые взносы при реорганизации: сколько начислять?

Письмо Министерства финансов РФ №03-15-06/38248 от 20.06.2017

При преобразовании юридического лица его права и обязанности в отношении других лиц переходят к организации–правопреемнику на основании передаточного акта (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации организации, создаваемой в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Страховые взносы

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма вознаграждений, начисленных отдельно каждому физическому лицу нарастающим итогом с расчетного периода – календарного года (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 423 НК РФ).

По мнению Минфина России, база для начисления страховых взносов не передается правопреемнику согласно процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Кроме того, такая передача не предусмотрена и положениями Налогового кодекса РФ.

Следовательно, организация-правопреемник определяет расчетный период как период со дня ее создания до окончания календарного года. В базу для начисления страховых взносов включаются вознаграждения, начисленные начиная со дня государственной регистрации правопреемника. При этом правопреемник не вправе учитывать вознаграждения, начисленные физическим лицам правопредшественником.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете имущество и обязательства реорганизованной организации передаются правопреемнику по передаточному акту. Бухгалтерскими записями такая передача не отражается (п. 11 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н, далее – Методические указания).

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности правопредшественника на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о правопреемнике, закрывается счет учета прибылей и убытков, а чистая прибыль распределяется на основании решения учредителей. Вступительная отчетность правопреемника составляется путем переноса показателей заключительной отчетности правопредшественника (п. п. 42, 43 Методических указаний).

Вновь созданная организация отражает входящее сальдо по всем используемым счетам в корреспонденции со вспомогательным счетом. В результате в учете правопреемника будет отражено состояние расчетов с бюджетом по уплате страховых взносов (задолженность или переплата). Какого либо механизма по переносу базы для начисления страховых взносов по каждому физическому лицу Методические указания не предусматривают.

Пример. Учет страховых взносов при реорганизации

Организация создана в результате преобразования 2 октября. По передаточному акту она получила кредиторскую задолженность по уплате страховых взносов (исключая травматизм) за сентябрь в сумме 200 000 рублей. Эта сумма уплачена в бюджет своевременно - 13 октября.

Заработная плата бухгалтера за октябрь составила 100 000 рублей. Такую же зарплату он получал с января текущего года в реорганизованной организации. Иных выплат ему не производилось.

Базу по страховым взносам с января по сентябрь включительно рассчитывала реорганизованная организация.  В отношении бухгалтера она составила  900 000 рублей (100 000 х 9), что превышает предельную величину базы для расчета страховых взносов (как по ВНиМ, так и по ОПС).

Однако, учитывая разъяснения Минфина России, этот факт не имеет значения для определения базы для начисления взносов во вновь созданной организации. Она определит базу по выплатам данному работнику в сумме 100 000 рублей и начислит страховые взносы на конец октября в размере 30 000 рублей (100 000 х (22% + 2,9% + 5,1%)).

Бухгалтер правопреемника сделает следующие записи.

2 октября:

ДЕБЕТ 00 «Вспомогательный счет» КРЕДИТ 69

– 200 000 руб. –  отражена кредиторская задолженность по уплате страховых взносов, переданная праовпердшественником;

13 октября:

ДЕБЕТ 69 КРЕДИТ 51

- 200 000 руб. – перечислены в бюджет страховые взносы, начисленные за сентябрь;

31 октября:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 69

- 30 000 руб. – начислены страховые взносы за октябрь.

Аудитор Т.М.Прокофьева
Письмо Министерства финансов РФ №03-15-06/38248 от 20.06.2017текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-15-06/38248 от 20.06.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме преобразования и сообщает следующее.

Из запроса следует, что АО прошло процедуру реорганизации в форме преобразования в ООО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Исходя из положений пунктов 3 и 7 статьи 55 Налогового кодекса расчетный период для реорганизованной организации заканчивается в день завершения реорганизации, и, соответственно, с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном расчетном периоде, реорганизованная организация должна исчислить и уплатить страховые взносы, подлежащие уплате по итогам расчетного периода.

Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Таким образом, при реорганизации путем преобразования создается новая организация.

Исходя из положений пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Гражданского кодекса передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной Гражданским кодексом.

Кроме того, Налоговым кодексом не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания организации до окончания календарного года и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, в том числе для применения тарифа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование сверх установленной предельной величины выплат физическим лицам.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные плательщикам страховых взносов, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют плательщикам страховых взносов и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Вверх