.

Суммовой порог по контролируемым сделкам: как считать?

Письмо Министерства финансов РФ №03-12-11/1/65788 от 10.11.2016

Минфин России дал пояснения об определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей признания их контролируемыми.

Сделки, контролируемые по сумме дохода

Признаются контролируемыми сделки:

  • в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

  • одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства либо местом налогового резидентства которого является оффшорная зона из перечня, утвержденного приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н;

  • между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Россия - при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ,

если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Например, контролируемыми признаются следующие сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд рублей (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

  • со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн рублей (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

  • со взаимозависимым лицом - плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн рублей (подп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

  • с офшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн рублей (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ);

  • сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн рублей (подп. 2 п. 1, п. п. 5 - 7 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).

Как рассчитать доход

Доходы для сравнения с лимитом определяются путем сложения сумм полученных доходов по сделкам с одним лицом за календарный год в порядке признания доходов, установленном для целей налогообложения прибыли (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом необходимо суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым контрагентом. Факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по совокупности сделок, совершаемых с каждым контрагентом.

Заметьте: при определении суммы доходов организация не обязана учитывать доходы, не облагаемые налогом на прибыль (например, вклады в уставный капитал), а также суммы возмещения убытков или ущерба и санкции за нарушение договорных обязательств (ст. 251 НК РФ, п. 1 письма Минфина России от 29.04.2014 № 03-01-РЗ/20100, п. 2 письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535). По сделкам, которые в течение года перестали признаваться контролируемыми (например, в связи с утратой взаимозависимости), для целей определении суммы доходов суммируется выручка только за контролируемый период (письма Минфина России от 22.09.2015 № 03-01-18/54260, от 10.12.2013 № 03-01-18/53941).

Особенности расчета – несколько контрагентов

Возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами, а именно – если:

  • в сделке участвует более двух лиц;

  • по заявлению ФНС России суд признал сделку контролируемой, так как она является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

О совершенных в течение года контролируемых сделках организация обязана уведомить ФНС России не позднее 20 мая следующего года - по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год надо подать не позднее 22.05.2017, так как 20 мая приходится на выходной день (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Представить уведомление о контролируемых сделках можно на бумаге (лично, по почте) или в электронной форме по ТКС (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если уведомление не представлено в срок или представлено с недостоверными сведениями, организацию могут оштрафовать на 5000 рублей, а ее должностное лицо на сумму от 300 до 500 рублей  (ст. 129.4 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

И в заключение…

К сделкам, доходы или расходы по которым были признаны по правилам для налога на прибыль после 01.01.2012 (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора) статьи 20 и 40 Налогового кодекса РФ не применяются.

Эксперт по налогообложению Н.Э.Адамушкин
Письмо Министерства финансов РФ №03-12-11/1/65788 от 10.11.2016текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-12-11/1/65788 от 10.11.2016

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, пунктом 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.

Таким образом, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей признания сделок контролируемыми необходимо суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам.

Учитывая изложенное, факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по совокупности сделок, совершаемых с каждым контрагентом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" статьи 20 и 40 Кодекса к сделкам, доходы и (или) расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), не применяются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх