.

Только кассовым чеком расходы не обосновать

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/32212 от 30.04.2019

Одним только кассовым чеком расходы не обосновать. Он может только подтвердить факт проведения расчетов. А для подтверждения расходов понадобится другая первичка.

Отсутствие первичных документов считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов, наказуемое штрафами (ст. 120 НК РФ).

Если это грубое нарушение совершено в течение одного налогового периода, то штраф составит 10 000 рублей. Если в течение более одного налогового периода – штраф будет 30 000 рублей. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Налоговый учет по НК РФ

Данные налогового учета у российского налогоплательщика должны отражать, в частности, порядок формирования суммы доходов и расходов и сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  2. аналитические регистры налогового учета;
  3. расчет налоговой базы.

Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).

Уменьшив сумму доходов на понесенные расходы, получаем величину налоговой базы. Но расходы должны быть подтверждены документами и экономически обоснованы.

Расходы считаются подтвержденными, если есть надлежащим образом оформленные первичные документы, прямо или косвенно свидетельствующие о расходах плательщика.

Обоснование расходов

Расходы по производству и реализации даны в НК РФ. Их перечень не является закрытым и исчерпывающим. Уменьшать прибыль фирмы могут и те расходы, которых в нем нет. Главное, чтобы затраты были связаны с получением дохода.

НК РФ требует, чтобы расходы были обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). И в законе о бухучете сказано, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичными учетными документами (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ).

То есть на тот или иной вид расходов фирмы должны быть документы, которые их подтверждают.

Обязательные реквизиты первичных документов

Закон № 402-ФЗ дает возможность самостоятельно разрабатывать бланки первичных документов, а также использовать унифицированные формы или сочетать те и другие.

В любом случае форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа (формы);
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и (или) денежном выражении с указанием единиц измерения);
  • наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и ее оформления, и их личные подписи. Кроме подписей этих лиц, необходимо указывать их фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, которые помогут их идентифицировать.

Согласно закону о бухучете первичным учетным документом должен быть оформлен каждый факт хозяйственной жизни.

Кассовый чек – первичный документ?

Контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны применять все юридические лица и ИП при осуществлении расчетов, включая безналичные.

Определение термина «расчеты» дано в статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ).

Так, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, получение предоплаты и/или авансов, их зачет и возврат.

Минфин в комментируемом письме определил кассовый чек, как первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом).

А является ли он первичным документом, подтверждающим факт хозяйственной жизни?

Вспомним обязательные реквизиты чека онлайн-кассы. Их более 20. Вот основные:

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и адрес осуществления расчета;
  • наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) ИП;
  • ИНН;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета:
  • получение денег от покупателя (клиента) – приход;
  • возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, – возврат прихода;
  • выдача денег покупателю (клиенту) – расход;
  • получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, – возврат расхода;
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам;
  • форма расчета (наличные деньги или электронные средства платежа);
  • наименование товаров, работ, услуг, платежа, выплаты, их количество;
  • должность и фамилия кассира, оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего его покупателю (клиенту);
  • регистрационный номер ККТ;
  • адрес сайта уполномоченного органа в Интернете, на котором можно проверить подлинность чека;
  • номер телефона или адрес электронной почты покупателя (клиента), если он попросил передать ему чек в электронной форме, или адрес в Интернете, где можно получить такой чек;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, если кассовый чек (бланк строгой отчетности) передан покупателю в электронной форме и др.

Как видите, чек содержит подробнейшую информацию о расчетах. Но его назначение – подтвердить факт осуществления расчета (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). А вот факт хозяйственной жизни он не подтверждает.

Если в затраты включена стоимость материалов – это накладные на оприходование, договор купли-продажи (если он был заключен в письменной форме), счета-фактуры. Если в расходы включены те или иные услуги производственного характера – это договор и акт их сдачи-приемки. По командировочным расходам это проездные документы, приказ о направлении в командировку и т. д.

Таким образом, для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли одного только кассового чека недостаточно. Для этого нужны и другие первичные документы.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/32212 от 30.04.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/32212 от 30.04.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли организаций первичными учетными документами и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что экономическая обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не наличием первичного документа.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх