.

Управляющая компания должна платить НДС по услугам консьержа

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-07/15433 от 03.03.2020

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не освобождаются от НДС. 

Льгота по НДС для управляющей компании 

В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождена реализация услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, если эти услуги приобретены у организаций и ИП, непосредственно оказывающих данные услуги.

Данная норма перекликается с пунктом 3 статьи 162 НК РФ, согласно которой в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги в многоквартирном доме.

Использование этой льготы выгодно компаниям, которые не выполняют работы самостоятельно. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами, применение льготы влечет необходимость ведения раздельного учета НДС. А в плане налоговой нагрузки фирма теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам.

От указанной льготы НК РФ предусматривает возможность отказа. 

Содержание и ремонт общего имущества 

Что входит в понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»?

Такого понятия в НК РФ нет. На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов.

При определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

Так, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и включает в себя 13 пунктов. Среди них:

  • обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги;

  • обеспечение температурного режима помещений, входящих в состав общего имущества;

  • уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

  • сбор и вывоз разного вида бытовых отходов;

  • меры пожарной безопасности;

  • содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

  • текущий и капитальный ремонт;

  • подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

  • обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, поверка приборов учета и т.д.;

  • приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и др.

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа в данном перечне не поименованы. 

Условия для льготирования 

Исходя и разъяснений Минфина, приведенных в комментируемом письме, сформулируем условия применения льготы по НДС, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

  1. Льготируются работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. То есть если какие‑либо работы производятся собственными силами управляющей компании, то их реализация облагается НДС.

  2. Освобождены от НДС работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, если они соответствуют пункту 11 Правил. Значит, если услуга или работа не упомянута в данном перечне, то ее реализация от НДС не освобождается.

  3. Еще одно условие – это цена реализации. Для освобождения от НДС она должна соответствовать стоимости приобретения этих услуг у поставщиков. Если же управляющая компания реализует услуги, включенные в перечень, по цене выше стоимости их приобретения, то такие услуги также облагаются НДС.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-07/15433 от 03.03.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-07-07/15433 от 03.03.2020

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при реализации управляющей организацией, применяющей освобождение от налогообложения согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), услуг по охране придомовой территории и (или) услуг консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поскольку понятие "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" Кодексом не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества. 

Учитывая изложенное, в случае реализации управляющей организацией услуг по охране придомовой территории и (или) услуг консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не предусмотренных указанным перечнем, а также работ (услуг), включенных в указанный перечень, стоимость которых выше стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих, такие работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. 

Что касается Определения Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12718, то данное Определение было вынесено по вопросу о порядке определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (являющейся составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения) и не затрагивало вопросов отнесения работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, к работам (услугам), освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А.КУЗЬМИНА
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх