.

Условия продажи алкоголя в объектах общепита рядом с многоквартирными домами

Письмо Министерства финансов РФ № 27-04-13/51104 от 15.06.2020

С 05.05.2020 вступили в силу новые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания – таких, как рестораны, бары, кафе, буфеты, расположенные в многоквартирных домах, а также на прилегающих к этим домам территориях. Такие требования изложены в новом пункте 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Новые особые требования к продаже алкоголя

Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции приведены в статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, который регулирует вопросы производства и оборота этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 05.05.2020 в статью 16 внесены изменения Федеральным законом от 24.04.2020 № 145-ФЗ.

Теперь новый пункт 4.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ определяет особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, а также на прилегающих к ним территориях. В соответствии с новыми требованиями, продавать алкоголь в розницу в МКД и на прилегающих территориях можно только в ресторанах, барах, кафе, буфетах и иных объектах общепита, где есть зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 кв. м.

Кроме того, устанавливать дополнительные ограничения на продажу алкоголя в розницу в многоквартирных домах и на прилегающих территориях вправе субъекты РФ в своих региональных законах. Причем субъекты РФ даже вправе полностью запретить такую розничную продажу алкогольной продукции.

Как определить площадь зала

В площади зала обслуживания посетителей учитывается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления пищевой продукции. Площадь зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Так как Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ не определяет перечень таких инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а также требования к ним, Минфин России предлагает при решении этого вопроса исходить из норм главы 26.3 Налогового кодекса РФ о системе налогообложения в виде ЕНВД. Для целей уплаты ЕНВД под инвентаризационными и правоустанавливающими документами понимаются любые имеющиеся у организации документы на объект недвижимости:

  • содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта;

  • подтверждающие право пользования данным объектом.

К документам, подтверждающим право пользования объектом недвижимости относятся, например:

  • договор купли-продажи нежилого помещения;

  • технический паспорт на нежилое помещение;

  • планы, схемы, экспликации;

  • договор аренды или субаренды нежилого помещения или его части либо частей;

  • разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке.

Применение новых особых требований

По мнению Минфина России, если организация не соответствует требованию по площади зала обслуживания посетителей, а также возможным дополнительным требованиям субъекта РФ, то она не вправе далее продавать в розницу алкогольную продукцию при оказании услуг общественного питания в ресторанах, барах, кафе, буфетах и иных объектах общепита, расположенных в многоквартирных домах, а также на прилегающих к ним территориях.

Лицензионные требования при продаже алкоголя

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности. В связи с этим Минфин России в комментируемом письме напомнил о постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, которое продлевает действие лицензий в 2020 году в особом порядке в связи с карантином из-за борьбы с эпидемией коронавируса.

В соответствии с этим постановлением в 2020 году Правительство РФ вправе:

  • разрешить организациям продолжать деятельность без переоформления либо без получения новых лицензий в течение определенного времени;

  • продевать срок действия лицензий;

  • определить случаи, когда для продления бессрочной лицензии можно не проходить очередную оценку соответствия требованиям;

  • отсрочить очередную проверку соответствия лицензионным требованиям либо определить особенности проведения такой проверки.

В связи с этим Минфин России сообщил, что продление в особом порядке в 2020 году срока действия лицензий не освобождает организации от обязанности соответствовать требованиям Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В данном случае у организации должны быть стационарные торговые объекты и складские помещения:

  • в собственности;

  • в хозяйственном ведении;

  • в оперативном управлении;

  • в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Кроме того, помещения зданий, сооружения, технические средства, оборудование, иные объекты, которые используются организацией для розничной продажи алкогольной продукции, должны соответствовать лицензионным требованиям. Чтобы удостовериться в этом, лицензирующим органом может быть инициирована внеплановая выездная проверка.

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Письмо Министерства финансов РФ № 27-04-13/51104 от 15.06.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 27-04-13/51104 от 15.06.2020

Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка рассмотрел обращение о разъяснении норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 145-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместе с тем считаем возможным изложить мнение Департамента по указанным в обращении вопросам.

В связи с отсутствием переходных положений, устанавливающих особенности применения положений Закона № 145-ФЗ, полагаем, что в случае несоответствия организации, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, требованиям пункта 4.1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ (в том числе дополнительным требованиям, установленным субъектом Российской Федерации) такая организация продолжать осуществление указанной деятельности не вправе.

Кроме того, продление срока действия лицензий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" не освобождает субъектов предпринимательства от обязанности соответствовать требованиям Закона № 171-ФЗ при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Согласно абзацу второму пункта 4.1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Перечень вышеуказанных инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а также требования к ним положениями Закона № 171-ФЗ не определены.

Вместе с тем в соответствии со статьей 346.27 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом в целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект недвижимости, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Пунктом 5 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ определено, что соответствие лицензионным требованиям помещений зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. При этом организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

При этом в соответствии с пунктом 4.1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, может осуществляться при условии соответствия таких объектов общественного питания требованиям, установленным пунктом 4.1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Обращаем внимание, что подготовка изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" относится к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.


Заместитель директора Департамента А.В.КОРОБУТОВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх