.

УСН: можно ли учесть товары «вмененного» или «патентного» периода?

Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/100537 от 23.12.2019

Минфин России в письме от 23.12.2019 № 03-11-11/100537 разъяснил вопрос о порядке учета расходов на приобретение товаров для дальнейшей реализации, произведенных в период ЕНВД или ПСН, при переходе на УСН.

Товары куплены на ЕНВД или ПСН

Можно ли учесть в «упрощенных» расходах затраты по приобретению товаров, купленных на «вмененке»? Например, при переходе с ЕНВД на «упрощенку» на складе компании или предпринимателя находятся товары, предназначенные для продажи. Соответственно, эти товары будут реализованы уже в рамках применения УСН.

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с других режимов налогообложения определены статьей 346.25 Налогового кодекса.

Данная статья не предусматривает возможность уменьшения налоговой базы по упрощенному налогу на расходы, фактически произведенные в период применения других спецрежимов.

Минфин России считает, что расходы на приобретение (оплату) товаров для дальнейшей реализации, произведенные в период применения «вмененки», не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу.

Исключение можно отметить лишь в отношении стоимости товаров, полученных в период применения другого спецрежима, но реализованных и оплаченных в период применения УСН.

Сырье и материалы куплены на ЕНВД

Аналогичные рассуждения и в отношении сырья.

«Упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Состав материальных расходов формируется по правилам, которые установлены для расчета налога на прибыль, то есть в соответствии со статьей 254 Налогового кодекса. В частности, к материальным расходам относятся затраты на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров.

Материальные расходы в УСН-деятельности учитываются на дату их оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Так, стоимость оприходованных «упрощенцем» сырья и материалов учитывается на дату их оплаты поставщику. Факт списания сырья и материалов в производство значения не имеет. Поэтому, если расходы на приобретение сырья и материалов оплачены поставщику в период применения ЕНВД, то в расходы в рамках УСН они не включаются.

Быть или не быть закону?

Чиновники в комментируемом письме отметили, что вопрос об учете в целях УСН-расходов на оплату товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, сейчас рассматривается депутатами. Они предложили включить в статью 346.25 поправки – Законопроект №862653-7.

Суть законопроекта

Внесенным на рассмотрение законопроектом депутаты предлагают, что при смене ЕНВД или ПСН на УСН «доходы минус расходы» предприниматели смогут учесть появившиеся до смены режимов расходы по оплате товаров, купленных для будущей реализации. Данные затраты можно будет учитывать по ходу продажи продукции. Предполагаемая норма – подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса.

При этом предусмотрено, что расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются при применении упрощенной системы налогообложения в том отчетном периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на УСН.

Это значит, что при оказании таких услуг до выбора УСН, но при еще не совершенной оплате их стоимость при УСН будет разрешено учесть. Если же их оплатили до перехода на упрощенку, то учесть уже нельзя.

По проекту новые правила должны касаться правоотношений, которые возникли с 1 января 2020 года.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова
Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/100537 от 23.12.2019текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-11-11/100537 от 23.12.2019

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 23.10.2019 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 указанного пункта).

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются при определении налоговой базы по мере реализации указанных товаров (подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения определены статьей 346.25 Кодекса, в которой не предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на расходы, фактически произведенные в период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Вместе с тем в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) находится на рассмотрении проект Федерального закона № 862653-7 «О внесении изменения в статью 346.25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А. М. Макаровым, Г. Я. Хором и другими, которым статья 346.25 Кодекса дополняется новым пунктом 2.2, предусматривающим право организаций и индивидуальных предпринимателей, которые до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли ЕНВД или патентную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

В соответствии со статьей 2 законопроекта действие положений пункта 2.2 статьи 346.25 Кодекса (в редакции законопроекта) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Информацию о прохождении законопроекта в Государственной Думе можно отслеживать на официальном сайте Государственной Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента В.А.ПРОКАЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх