.

В зарплатных платежках появятся коды выплат

Федеральный закон Президента РФ от 21.02.2019

Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ внес изменения в Закон об исполнительном производстве. Они направлены на ограничение взысканий. В связи с этим с 1 июня 2020 года у сторон исполнительного производства появятся новые обязанности.

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) регулирует выполнение постановлений суда. Он затрагивает процесс как добровольного взыскания, так и принудительного, когда решения, которые вступили в законную силу, не исполняются в добровольном порядке. В РФ этой деятельностью занимается Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

В Законе № 229-ФЗ прописаны действия, обязанности и права всех участников исполнительного производства (судебных приставов, взыскателей и должников, третьих сторон, которые могут влиять на выполнение судебных решений).

Отдельные статьи посвящены источникам взыскания. Это статьи 99 и 101. Их можно назвать ограничительными, так как первая из них устанавливает предельный размер для взыскания, а вторая содержит закрытый перечень доходов, не подлежащих взысканию.

Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ (далее – Закон № 12-ФЗ) вносит изменения в Закон № 229-ФЗ, связанные с ограничениями взысканий.

Исполнительные документы

Взыскивать денежные средства с доходов должника можно только на основании выданных судебному приставу документов. Существуют разные виды исполнительных документов. Они перечислены в статье 112 Закона № 229-ФЗ:

  • судебные приказы;
  • исполнительные листы;
  • алиментные соглашения;
  • акты Пенсионного фонда;
  • постановления судебных приставов и др.

Как только пристав получает на руки документ, он возбуждает исполнительное производство. Приказ о возбуждении дела направляется должнику. В течение оговоренного в документе срока должник должен удовлетворить требования взыскателя. Если этого не произойдет в добровольном порядке в установленные сроки, пристав-исполнитель принимает необходимые меры для принудительного взыскания.

Полномочия приставов

Закон № 229-ФЗ наделяет приставов широкими полномочиями. Они могут вызывать ответчиков и их представителей, запрашивать необходимые сведения, в том числе и персональные данные.

Они проверяют финансовую информацию и дают постановления третьим лицам (работодателю, банкам и т. д.) о поручении выполнения условий судебного решения.

Пристав вправе наложить арест на денежные средства и имущество должника, а также изымать и оценивать арестованное имущество.

Кроме того, если местонахождение должника неизвестно, приставы производят розыск должника, его банковских счетов, имущества. Могут привлекать к розыску ОВД.

В то же время Закон № 229-ФЗ запрещает затрагивать имущество и финансы должника, необходимые ему для проживания.

Ограничения по размеру удержания

Лица, выплачивающие зарплату и периодические платежи должнику, обязаны удерживать деньги в соответствии с исполнительным документом.

Закон № 229-ФЗ допускает списание до 50% средств с регулярных доходов, а в случае с возмещением ущерба, вреда здоровью и выплатой алиментов – до 70% (ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Расходы на перевод отчислений производят за счет должника. Это комиссии банка, плата за почтовый перевод и др. (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). При этом ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

В случае смены места работы (источника иных регулярных доходов) работодатель или лицо, производящее выплаты, обязано уведомить об изменениях приставов. Также они должны предоставить отчет о произведенных взысканиях. А вот известить о новом месте работы входит в обязанности должника.

С 01.06.2020 должники должны будут представлять в обслуживающие их банки документы, подтверждающие освобождение отдельных доходов от взыскания в ходе исполнительного производства.

Ограничения по видам доходов

Взыскание не может быть обращено на доходы должника, поименованные в закрытом перечне (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ).

В их числе алименты, средства материнского (семейного) капитала, детские пособия, пенсии по случаю потери кормильца, компенсации жертвам техногенных катастроф, выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, монетизированные льготы (компенсация проезда, стоимость лекарств) и другие – всего 17 пунктов.

С 01.06.2020 этот перечень дополняется пунктом 18 на основании Закона № 12-ФЗ.

Не будут подлежать взысканию средства единовременной материальной или финансовой помощи, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации:

  • в связи с утратой имущества первой необходимости;
  • в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации;
  • гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.

Напомним, что удержания не производят с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ. Это, например, материальная выгода (п. 1 ст. 210 НК РФ).

А доходы, полученные гражданином вне связи с экономической деятельностью, выведены из-под взыскания еще Определением КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О. Это доходы от разовых сделок по продаже недвижимости – квартиры, земельного участка, садового домика и др.

Новые обязанности третьих лиц

Закон № 12-ФЗ устанавливает, что лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии со статьями 99 и 101 Закона № 229-ФЗ, с 01.06.2020 должны будут указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. На основании этих сведений банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, не будут включать их в расчеты на удержание.

Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах установит Банк России.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Федеральный закон Президента РФ от 21.02.2019текст документа

Федеральный закон Президента РФ
от 21.02.2019

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7014, 7067; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 51, ст. 6699; 2014, N 11, ст. 1099; N 30, ст. 4217; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1411, 1427; 2016, N 1, ст. 64; N 11, ст. 1493; 2017, N 22, ст. 3070; N 31, ст. 4761; 2018, N 49, ст. 7523) следующие изменения:

1) статью 8 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 69:

а) в части 8 слова «Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти» заменить словами «В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать», слова «этих сведений» заменить словами «сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 настоящей статьи»;

б) в части 9:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;»;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) иные сведения об имуществе должника.»;

в) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в части 9 настоящей статьи, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.»;

3) в статье 70:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.»;

б) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

«4.1. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.»;

г) дополнить частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:

«5.1. Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

5.2. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.»;

4) в статье 81:

а) часть 3 после слов «драгоценные металлы должника» дополнить словами «с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона,»;

б) дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;

в) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Если денежные средства и драгоценные металлы отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами и драгоценными металлами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств и драгоценных металлов на счета должника с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.»;

5) часть 3 статьи 98 дополнить предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.»;

6) часть 1 статьи 101 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.»;

7) в части 2 статьи 105 слова «судебный пристав-исполнитель составляет» заменить словами «должностным лицом службы судебных приставов составляется», слово «устанавливает» заменить словом «устанавливается».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.


Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх