.

Валютный контроль со стороны ФНС и ее структурных подразделений

Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-3-17/885@ от 07.02.2020

Изменение системы подчинения терорганов ФНС 2019 года не привело к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

Валютный контроль – это совокупность мер, проводимых государством, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В РФ функция валютного контроля возложена на специальные органы и агентов, перечень которых установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Кто осуществляет валютный контроль в РФ

В РФ валютный контроль осуществляют органы и агенты.

К органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми валютными биржами и банками;

  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К ним относятся ФТС и ФНС. Они контролируют валютные операции между участниками ВЭД (резидентами и нерезидентами РФ).

К агентам валютного контроля относятся:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными ЦБ;

  • банки, не являющиеся уполномоченными;

  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

  • налоговые органы;

  • таможенные органы;

  • участники рынка ценных бумаг.

Полномочия налоговой службы в сфере валютного контроля

Среди функций органов валютного контроля укрупненно можно выделить следующие:

  • контроль проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой на соответствие законодательству;

  • проверка ведения учета и составление отчетности по операциям с валютой;

  • проверка документации по открытию и ведению валютных счетов.

Полномочия ФНС при осуществлении функции органа валютного контроля определены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Агенты обеспечивают органы валютного контроля всей необходимой информацией о валютных операциях, полученной по результатам контрольных мероприятий. Так, налоговые органы вправе:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

  • запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства установлена статьей 15.25 КоАП РФ. Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, кроме административных правонарушений, предусмотренных частью 5.1 этой статьи,  дела по которым рассматривают суды.

Изменения в структуре налоговой службы

На основании приказа ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, вступившего в силу 01.02.2019, структура территориальных налоговых органов была перестроена, в частности, изменена система подчинения территориальных налоговых органов. Так, по Москве это:

  • МИФНС России № 45 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам №7 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

  • МИФНС России № 48 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам №1;

  • МИФНС России № 49 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 5 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4;

  • МИФНС России № 50 по г. Москве исключена из структуры УФНС России по г. Москве, переименована в Межрайонную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 11 и подчинена Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 6.

Подобные переименования и переподчинения произошли и с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу, по другим областям (Кемеровской, Свердловской, Новосибирской и др.) и республикам РФ.

В связи с этими изменениями и появилось комментируемое письмо ФНС от 07.02.2020 № ВД-3-17/885@, разъясняющее, что эти изменения структуры терорганов не привели к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, предоставлять отсрочки и рассрочки и участвовать в судебных разбирательствах по обжалованию.

Таким образом, всем заинтересованным лицам полезно ознакомиться с приказом ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, чтобы знать, кто является правопреемником того или иного налогового органа, который попал под «реструктуризацию».

Тем более, что налоговики в комментируемом письме обратили внимание на то, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере и в срок.

Этот срок - не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки.

Как считать срок для административного штрафа за валютные нарушения

Срок для уплаты административного штрафа осуществляется в порядке, установленном статьей 4.8 КоАП РФ.

Предусмотрено пять видов процессуальных сроков, исчисляемых часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного тем или иным периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Также нужно знать, когда заканчивается течение того или иного срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца.

Если месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца (см. Постановление Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 46-АД19-5).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Надо сказать, что статья 4.8 КоАП РФ четко формулирует, когда срок начинает течь, и когда заканчивается. Довольно обширная судебная практика это подтверждает (см., например, Решения ВС РФ от 07.06.2018 № 82-ААД18-1, от 15.11.2018 № 46-ААД18-13, от 08.11.2018 № 4-ААД18-3, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.02.2019 № 305-АД18-18265 по делу № А40-18740/2017 и др.).

В соответствии с частью 3 статьи 4.8 КоАП РФ последним днем срока, который пришелся на нерабочий день, считается первый следующий за ним рабочий день.
На эту норму сослались судьи ВС РФ в решениях от 21.02.2019 № 91-ААД19-1, от 18.04.2019 № 66-ААД19-2, от 18.04.2019 № 66-ААД19-4: срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Как видите, судьи при вынесении своих решений не разъясняют, а цитируют соответствующую норму из статьи 4.8 КоАП РФ.

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Федеральной налоговой службы № ВД-3-17/885@ от 07.02.2020текст документа

Письмо Федеральной налоговой службы
№ ВД-3-17/885@ от 07.02.2020

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 10.01.2020, сообщает следующее.

Согласно положениям части 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, вправе в том числе руководители его территориальных органов, их заместители.

С целью формирования эффективной структуры территориальных органов ФНС России приказом ФНС России от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@ ряд межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы переименованы и переподчинены межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, а также исключены из структур управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

В связи с переименованием и переподчинением межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы не утрачивают функции органа валютного контроля и являются правопреемниками переименованных и переподчиненных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы, в том числе в части рассмотрения ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1, 4 - 5 и 6 - 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, исполнения ранее вынесенных постановлений по указанным делам об административных правонарушениях, а также в части отсрочки и рассрочки, участия в судебных разбирательствах по их обжалованию. 

В отношении правила расчета срока уплаты административного штрафа сообщаем следующее.

В соответствии с положениями части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Исчисление указанного срока уплаты административного штрафа осуществляется в порядке, установленном статьей 4.8 КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой.


Государственный советник Российской Федерации 1 класса Д.В.ВОЛЬВАЧ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх