.

Возврат страховых взносов – через внебюджетный фонд

Письмо Пенсионного фонда РФ №НП-30-26/15844 от 04.10.2017

В 2017 году налоговые инспекции могли принудительно взыскать излишние суммы страховым взносов в связи с получением от внебюджетных фондов некорректного сальдо расчетов по взносам, а также пеням и штрафам по ним за периоды до 2017 года.

Налоговые инспекции не вправе самостоятельно вносить изменения в состав информации, полученной от внебюджетных фондов. Так как порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 2017 года не был законодательно урегулирован, это стало серьезной проблемой.

Для ее решения совместным письмом ПФ РФ № НП-30-26/13859, ФНС России № ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017 ведомства согласовали порядок обмена по уточнению сведений о суммах взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, о пенях и штрафах по ним, образовавшихся на 01.01.2017. Необходимость в уточнении сальдо расчетов возникает в случаях:

  • обращения плательщика взносов в налоговую инспекцию или в ПФ РФ;

  • самостоятельного выявления  ПФ РФ  несоответствия сведений, ранее направленных в налоговые органы.

Комментируемым документом для случаев обращения плательщика взносов в налоговую инспекцию или в ПФ РФ за возвратом излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017 установлен порядок взаимодействия территориальных отделений ПФ РФ и УФНС России по субъектам РФ. Речь идет о страховых взносах, уплаченных после 01.01.2017 за периоды до 2017 года на КБК налоговых органов.

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017, принимают территориальные отделения внебюджетных фондов – при отсутствии задолженности по взносам за указанные периоды (ч. ч. 1, 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письма ФНС России от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778, ПФ РФ от 26.04.2017 № НП-30-26/5935).

Поэтому если плательщик взносов обратится в свою налоговую инспекцию с заявлением о возврате взносов на обязательное пенсионное или медицинское страхование, излишне уплаченных (взысканных) после 01.01.2017 за периоды до 2017 года, инспекция передаст такое заявление на рассмотрение территориальному отделению ПФ РФ и письменно уведомит об этом плательщика взносов не позднее трех рабочих дней с момента получения от него заявления.

После чего отделение ПФ РФ в течение не более чем 20 рабочих дней:

  • проводит сверку расчетов с плательщиком (по его заявлению);

  • проверяет сведения, переданные в налоговую инспекцию;

  • принимает решения о корректировке сальдо расчетов или решение об отсутствии необходимости корректировки;

  • направляет это решение в УФНС России по субъекту РФ;

  • направляет плательщику взносов ответ на его обращение с приложением копии принятого решения по форме из комментируемого письма.

Если же плательщик взносов обратится в свое территориальное отделение ПФ РФ, то оно:

  • в течение двух рабочих дней направит в УФНС России по субъекту РФ запрос о принятом инспекцией сальдо расчетов, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, пеней и штрафов, подлежащих возврату;

  • в течение двух рабочих дней после получения сведений из УФНС России по субъекту РФ сверит их со своими данными;

  • в случае выявления расхождений примет решения о корректировке сальдо расчетов;

  • направит это решение в УФНС России по субъекту РФ;

  • направит плательщику взносов ответ на его обращение с приложением копии принятого решения.

Уточненные сведения инспекция отразит в лицевом счете плательщика взносов не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления информации от ПФ РФ (письмо ФНС России от 25.08.2017 № ЗН-19-22/220@).

Эксперт "НА" Т.Н.Точкина
Письмо Пенсионного фонда РФ №НП-30-26/15844 от 04.10.2017текст документа

Письмо Пенсионного фонда РФ
№НП-30-26/15844 от 04.10.2017

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в целях организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при поступлении денежных средств после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с главой "182", направляют для использования в работе алгоритм взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - отделения ПФР) и управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России по субъектам РФ):

1. При поступлении в отделение ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по причине поступления денежных средств после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с главой "182", отделение ПФР не позднее 2 рабочих дней после получения указанного заявления направляет в УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе запрос о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кода бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства (далее - Запрос).

2. УФНС России по субъекту РФ при получении Запроса в срок не позднее 3 рабочих дней направляет в соответствующее отделение ПФР запрашиваемые сведения за подписью руководителя УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе.

3. Отделение ПФР в течение 2 рабочих дней после получения указанных сведений осуществляет сверку информации о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам, содержащейся в информационных ресурсах ПФР, с информацией, направленной УФНС России по субъекту РФ в рамках ответа на Запрос.

В случае выявления расхождений отделениям ПФР и УФНС России по субъектам РФ необходимо руководствоваться рекомендациями о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов, направленными письмом от 06.09.2017 N НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@.

4. УФНС России по субъекту РФ в срок не позднее 2 рабочих дней с момента получения корректировки сведений о сальдо расчетов страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, направляет в соответствующее отделение ПФР подтверждение соответствия сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, сведениям, переданным отделением ПФР (далее - Подтверждение), или информацию о несоответствии указанных сведений, а также уточненные суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату.

5. Получив Подтверждение, отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение) и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).

6. В срок не позднее 3 рабочих дней после получения Решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации (далее - УФК).

Указанное решение территориального налогового органа не подлежит печати и подписанию сотрудниками территориального налогового органа, поскольку формируется с целью реализации технической возможности направления соответствующей заявки на возврат в УФК.

7. После получения из УФК информации об исполнении заявки на возврат УФНС России по субъекту РФ в рамках регулярного обмена информацией направляет в отделение ПФР выписку из лицевого счета администратора доходов бюджета, а также информацию из расчетных документов по уплате страховых взносов и справку УФК, прилагаемые к выписке из лицевого счета администратора доходов бюджета.

В случае аннулирования УФК вышеуказанной заявки на возврат УФНС России по субъекту РФ в срок не позднее 2 рабочих дней после получения соответствующей информации из УФК направляет указанные сведения в соответствующее отделение ПФР в целях уведомления плательщика о необходимости уточнения реквизитов в заявлении.

8. Обращаем внимание, что при поступлении в территориальный налоговый орган заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, территориальный налоговый орган оставляет указанное заявление без рассмотрения и направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика страховых взносов, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика страховых взносов, поскольку в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР.


Заместитель Председателя Правления ПФР Н.В.ПЕТРОВА
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх