.

Взносы уменьшают УСН в периоде их уплаты

Определение Конституционного Суда РФ №722-О от 20.04.2017

Конституционный Суд РФ вынес определение по делу об уменьшении суммы налога, уплачиваемого при применении УСН, на сумму уплаченных страховых взносов.

Суть спора

Предприниматели, применяющие УСН с объектом «доходы», уменьшают сумму налога (авансовых платежей по нему) за налоговый (отчетный) период на уплаченные в этом периоде страховые взносы (подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Исходя из этого, часть страховых взносов, уплаченных по итогам 2014 года в 2015 году, не может при применении УСН уменьшать сумму налога за 2014 год.

По мнению предпринимателя, положения пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ позволили налоговой инспекции отказать ему в законном праве на уменьшение налога за год на всю страховых взносов, подлежащих уплате за этот год, что нарушает его конституционные права.

Позиция суда

Конституционный Суд РФ не принял данную жалобу к рассмотрению.

По мнению суда, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по итогам налогового периода (календарного года), подлежит уменьшению на сумму именно уплаченных им страховых взносов в этом году. В то же время налогоплательщик имеет право часть страховых взносов, подлежащих уплате за данный налоговый период, уплатить в следующем году. И эту часть тоже можно учесть, но уже при уплате налога в следующем отчетном периоде и за следующий налоговый период.

То есть право на уменьшение налога на суммы страховых взносов связано с фактом их уплаты. Это не означает ущемление общего права налогоплательщика на уменьшение налога на суммы страховых взносов. Порядок такого зачета, установленный главой 26.2 Налогового кодекса РФ, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.

Эксперт "НА" В.Ю.Кирпичников
Определение Конституционного Суда РФ №722-О от 20.04.2017текст документа

Определение Конституционного Суда РФ
№722-О от 20.04.2017

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА БОРИСОВА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ШЕСТЫМ ПУНКТА 3.1 СТАТЬИ 346.21 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Б. Борисова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, 

установил: 

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Б. Борисов оспаривает конституционность абзаца шестого пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Как следует из представленных материалов, актами арбитражных судов заявителю отказано в признании недействительным решения налогового органа, которым ему доначислена сумма налога, уплачиваемого налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, пени и штраф. При этом суды пришли к выводу, что часть страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по итогам 2014 года в 2015 году, не может уменьшать сумму налога по упрощенной системе налогообложения за 2014 год.

По мнению заявителя, положения абзаца шестого пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации позволили правоприменительным органам отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налога на всю сумму уплаченных им страховых взносов за 2014 год. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.

Действуя в рамках предоставленной ему дискреции в сфере налогообложения, федеральный законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе Российской Федерации упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), установил возможность выбора налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14), определил налоговым периодом календарный год (пункт 1 статьи 246.19), а также предусмотрел ряд особенностей уплаты данного налога в зависимости от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения.

В частности, согласно абзацу шестому пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Таким образом, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по итогам налогового периода, подлежит уменьшению на сумму уплаченных им страховых взносов.

Следовательно, оспариваемое законоположение не содержит препятствий для реализации предусмотренного в нем права в полном объеме, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части определения налогового периода, в котором возможно уменьшение суммы налога с учетом момента уплаты страховых взносов, а также момента исчисления и уплаты налога, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации 

определил: 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борисова Александра Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх