Подключите бератор по выгодной цене
при подписке вам будут доступны:
материалы бератора «Практическая энциклопедия бухгалтера»
материалы журналов «Нормативные акты для бухгалтера» и «Практическая бухгалтерия»
онлайн-сервисы бератора и полезные PDF-издания на важные темы
доступ на 6 месяцев
32 200 ₽ 16 800 ₽
Зарегистрируйтесь на сайте и читайте дальше
Вы бесплатно получите доступ на 3 дня ко всем разделам и возможностям бератора.
Если вы являетесь платным клиентом бератора, просто войдите в свой аккаунт.
Является ли сделка контролируемой?
Письмо Министерства финансов РФ №03-12-12/1/1541 от 17.01.2017
Минин России ответил на вопрос о признании контролируемыми внутрироссийских сделок между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которых является резидентом территории опережающего социально-экономического развития.
Напомним: экономические субъекты признаются взаимозависимыми лицами, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на (п. 1 ст. 105.1 НК РФ):
-
условия или результаты сделок, совершаемых этими лицами;
-
экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Внутрироссийская сделка между взаимозависимыми лицами признается контролируемой, если:
-
хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) * или участником свободной экономической зоны (СЭЗ), налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций. При этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой ОЭЗ или участником такой СЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
-
сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Исключения из данного правила, когда сделка между взаимозависимыми лицами не считается контролируемой, установлены пунктом 4 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.
В связи с этим возникает вопрос: является ли контролируемой внутрироссийская сделка между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон - не резидент ОЭЗ, а резидент территории ** опережающего социально-экономического развития?
Минфин России дал отрицательный ответ - исходя из того, что правовой статус ОЭЗ и территорий опережающего социально-экономического развития регулируется самостоятельными федеральными законами:
-
Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее – Закон № 116-ФЗ);
-
Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее – Закон № 473-ФЗ).
Однако сделка резидента территории опережающего социально-экономического развития может быть признана контролируемой по иным основаниям, установленным статьей 105.14 Налогового кодекса РФ, а именно - если:
-
сумма доходов по сделке за календарный год превышает 1 млрд рублей (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
-
хотя бы одна из сторон сделки применяет специальный налоговый режим – ЕСХН или ЕНВД, при этом среди участников сделки есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) и т.д.
________________________
* Особая экономическая зона - часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (п. 1 ст. 2 Закона № 116-ФЗ).
** Территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта РФ, на которой решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения (п. 3 ст. 2 Закона № 473-ФЗ).
Письмо Министерства финансов РФ
№03-12-12/1/1541 от 17.01.2017
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса установлено, что сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны и сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
При этом необходимо отметить, что правовой статус особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития регулируется самостоятельными федеральными законами (Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" соответственно).
Учитывая изложенное, внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами, одна из сторон которых является резидентом территории опережающего социально-экономического развития, не могут быть признаны контролируемыми сделками в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, что не исключает признание таких сделок контролируемыми по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ