.

Заказчик из ЕАЭС: платить ли НДС и налог на прибыль?

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90463 от 16.10.2020

В письме от 16.10.2020 № 03-07-08/90463 рассказано об НДС с электронных услуг в рамках ЕАЭС, а также об обложении дохода инофирмы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Клиент из ЕАЭС: что с НДС?

Налог на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг в рамках отношений государств - членов ЕАЭС взимается в соответствии с Протоколом, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Услуги в электронной форме не поименованы в подпунктах 1 – 4 пункта 29 Протокола. Стало быть, место их реализации для целей исчисления НДС определяется по местонахождению исполнителя, – делают вывод финансисты в комментируемом письме. Если российская организация оказывает такие услуги для заказчиков из государств ЕАЭС, местом их реализации признают территорию РФ, и они облагаются НДС в нашей стране.

А если отечественная компания оказывает в электронной форме виды услуг, местом реализации которых в силу подп. 4 п. 29 Протокола признается территория государства ЕАЭС, где ведет деятельность заказчик? Например, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные и маркетинговые. Тогда они не облагаются налогом на добавленную стоимость в России, – отмечают в Минфине.

Близкую точку зрения ведомство высказывало в письмах от 14.12.2018 № 03-07-13/1/91151 и от 10.12.2019 № 03-07-14/95812.

Идентичный настрой и у фискалов. Так, в письме от 29.12.2018 № СД-4-3/26010@ ФНС указала – местом реализации услуг в электронном виде, оказываемых отечественной компанией резидентам ЕАЭС, признается Россия. Поэтому «наш» исполнитель должен начислить НДС по 20-процентной ставке.

Как быть российскому заказчику

Не так давно финансисты рассмотрели и обратную ситуацию: белорусская фирма оказывает российской услуги в электронной форме, поименованные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ. В подобной ситуации местом их реализации признается территория Беларуси, а значит, такие услуги облагаются НДС в этом государстве.

Но бывает, что белорусский исполнитель оказывает российскому заказчику в электронном виде услуги из п. 1 ст. 174.2 НК РФ, одновременно обозначенные и в подп. 4 п. 29 Протокола (например, рекламные). Тогда они облагаются НДС в Российской Федерации, причем «банковать» в части данного налога должен именно зарубежный партнер (письмо Минфина от 21.07.2020 № 03-07-13/1/63374).

В последнем случае речь идет о так называемом «налоге на Google», который с 01.01.2019 исчисляет и перечисляет в российский бюджет заграничный исполнитель. Инофирма, оказывающая электронные услуги в соответствии со ст. 174.2 НК РФ, место реализации которых – территория нашей страны, и ведущая расчеты непосредственно с заказчиками, подлежит постановке на налоговый учет в РФ (п. 4.6 ст. 83 Кодекса). Если же исполнитель эти предписания проигнорирует, отвечать за неуплату НДС придется ему (письма финансового ведомства от 06.11.2018 № 03-07-08/79626, от 20.08.2019 № 03-07-13/1/63719).

При оказании инофирмой подобных услуг отечественный заказчик в роли налогового агента не выступает (письмо Минфина от 14.08.2020 № 03-07-08/71415). Но вычесть «входной» НДС он вправе. Счет-фактура для этого не нужен. Понадобятся (п. 2.1 ст. 171, п. 3.2 ст. 169 НК РФ):

  • договор и (или) расчетный документ с выделенным налогом, указанием ИНН и КПП инофирмы;
  • документы на перечисление денег контрагенту, в которых значится НДС.

Если же об «электронности» по статье 174.2 НК РФ речи не идет, то при оказании исполнителем из ЕАЭС услуг из подп. 4 п. 29 Протокола (например, по разработке, доработке и адаптации ПО) отечественной фирме именно она исчисляет и уплачивает НДС (письмо Минфина от 12.02.2020 № 03-07-08/9471). 

Доход инофирмы: «прибыльные» нюансы

Зарубежные предприятия, получающие доход от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль. Налог с доходов такой инофирмы исчисляет и удерживает отечественная организация при каждой выплате сумм, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса гласит: поступления от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам инофирмы от источников в РФ и облагаются налогом на прибыль в нашей стране.

Однако в фискальных целях нормы международных договоров в приоритете (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Если такие поступления в соответствии с положениями конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения возможно квалифицировать как доходы от авторских прав и лицензий, то с них может быть удержан налог у источника, – подчеркнуто в комментируемом письме. А если о доходах от авторских прав и лицензий речи не идет? Тогда данные поступления считаются прибылью инофирмы и облагаются согласно статье 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» международного договора на территории нашей страны, если у отечественной компании нет постоянного представительства за рубежом.

С доходов, обозначенных в подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ, налог исчисляется по 20-процентной ставке (ст. 310, 284 Кодекса, письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.10.2011 № 16-15/101197@).

Недавно сотрудники главного финансового ведомства разъяснили, как действовать сторонам конкретного международного договора в вышеописанной ситуации. В силу п. 1 ст. 12 Конвенции между правительствами РФ и Японии об устранении двойного налогообложения от 07.09.2017, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в России, но фактически принадлежащие резиденту Японии, облагаются только в островном государстве. Правда, для этого должны выполняться требования, в том числе, статьи 312 Кодекса (письмо от 01.09.2020 № 03-07-08/76516).

То есть, инофирме, передающей права на использование ПО, надо представить российскому контрагенту подтверждение японского резидентства и засвидетельствовать свое право на доход. При подобном раскладе источнику выплаты удерживать налог не требуется (п. 1 ст. 312 НК РФ). Если же на момент выплаты дохода иностранному бизнес-партнеру отечественная организация не располагает подтверждениями, оговоренными 312-й статьей, ей придется удержать налог на прибыль (письмо Минфина от 09.01.2020 № 03-08-05/6).

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.
Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/90463 от 16.10.2020текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-07-08/90463 от 16.10.2020

В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 18 августа 2020 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг в электронной форме, оказываемых в рамках торговых отношений государств - членов Евразийского экономического союза, сообщаем, что пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору.

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Место реализации для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

Поскольку услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых российской организацией покупателям, находящимся в государствах - членах ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что в случае, если российской организацией в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Российской Федерацией и иностранным государством, содержат статью, регулирующую налогообложение доходов от авторских прав и лицензий, которая также определяет термин "доход от авторских прав и лицензий".

При этом в соответствии с пунктом 10.1 Комментариев к пункту 2 статьи 12 Модельной конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения термин "доходы от авторских прав и лицензий" не включает платежи, которые производятся исключительно в качестве вознаграждения за получения прав на эксклюзивное распространение продукта или услуги на определенной территории, так как они не осуществляются в качестве вознаграждения за использование или за право использования элемента собственности, указанного в определении. Такие платежи, которые можно охарактеризовать как направленные на увеличение выручки от продаж, соответствуют скорее положениям статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности".

Таким образом, в случае если указанный в обращении вид дохода может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, то с такого дохода может быть удержан налог у источника в соответствии с положениями указанной статьи соглашения.

При этом в Российской Федерации при уплате налога с указанного вида дохода сумма налога, уплаченного на территории иностранного государства, подлежит зачету в соответствии с нормами статьи "Устранения двойного налогообложения" соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения и статьи 311 Кодекса. Зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

При этом если данный вид дохода не признается доходом от авторских прав и лицензий, то такой доход квалифицируется как прибыль данной компании от осуществления предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению в соответствии с положениями статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения на территории Российской Федерации, если деятельность российской организации не приводит к образованию постоянного представительства на территории иностранного государства.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх