.

Земельный налог – с коэффициентом владения

Письмо Министерства финансов РФ №03-05-04-02/9667 от 16.02.2018

Минфин России ответил на вопрос о расчете земельного налога в ситуации, когда в течение года в результате раздела земельного участка образовались новые участки.

Плательщики земельного налога

Платить земельный налог должны организации и физические лица в отношении земельных участков (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ):

  • принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования;

  • признаваемых объектом налогообложения – то есть расположенных в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

Права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации участка. Доказательством существования зарегистрированных прав на участок признается запись в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Налоговая база и налоговая ставка

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января календарного года (п. 1 ст. 391 НК РФ). Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

Если земельный участок образован в течение года, то налоговая база в этот год определяется как кадастровая стоимость участка на дату его постановки на государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).

По окончании календарного года налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, за исключением земельных участков, приобретенных (полученных) организациями в собственность для жилищного строительства (п. п. 1, 15 ст. 396 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается на муниципальном уровне (в том числе законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ. В зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки.

Расчет земельного налога

Сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) организации рассчитывают самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у организации права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или его долю налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента владения. Этот коэффициент рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) организации, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если права на участок возникли до 15-го числа включительно, то налог за этот месяц платит новый собственник (пользователь) участка. Если же права перешли после 15-го числа месяца, то платить налог за этот месяц должен прежний собственник (пользователь).

Пример. Расчет земельного налога при разделе участка

ООО «Вектор» платит земельный налог по ставке 1 процент и владеет земельным участком, кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2017 составляет 40 000 000 рублей и который был разделен на два одинаковых участка 05.08.2018.

В ЕГРН внесена запись о прекращении права «Вектора» на первый участок и в этот же день зарегистрированы права «Вектора» на оба вновь образованных участка. Кадастровая стоимость каждого из новых участков составляет 20 000 000 рублей.

Коэффициент владения для расчета налога по первому участку равен 0,58 (7 мес. : 12 мес.). За 2018 год по нему нужно заплатить земельный налог в сумме 232 000 рублей (40 000 000 х 1% х 0,58).

Коэффициент владения для расчета налога по каждому из новых участков равен 0,42 (5 мес. : 12 мес.). За 2018 год по каждому из участков нужно заплатить налог в сумме 84 000 рублей (20 000 000 х 1% х 0,42).

Эксперт по налогообложению Б.Л.Сваин
Письмо Министерства финансов РФ №03-05-04-02/9667 от 16.02.2018текст документа

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-04-02/9667 от 16.02.2018

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 12.02.2018 и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются другие земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые земельные участки.

Следовательно, в результате раздела земельного участка образуются самостоятельные земельные участки, которые признаются объектами налогообложения по земельному налогу с даты государственной регистрации прав на них.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Налогового кодекса).

На основании пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Следовательно, если раздел земельного участка и образование новых земельных участков произошли в течение налогового периода, то расчет земельного налога должен производиться налогоплательщиком в отношении каждого земельного участка (старого и вновь созданных) в порядке, установленном пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса.

Таким образом, при соблюдении организацией вышеназванных положений Налогового кодекса двойного налогообложения одного и того же земельного участка не возникает.


Заместитель директора Департамента В.В.САШИЧЕВ
Доступ к бератору на 3 дня

Вверх