.
^ Наверх

Незавершенное производство

Последний раз обновлено:

Если у вашей компании есть соответствующие расходы, то по строке 1210 баланса отражают дебетовое сальдо, не списанное на отчетную дату, по следующим счетам бухгалтерского учета:

  • 20 «Основное производство»;
  • 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 28 «Брак в производстве»;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Продукция, не прошедшая всех стадий обработки, а также работы, не принятые заказчиками, называются незавершенным производством, а затраты по ним – затратами незавершенного производства.

К незавершенному производству также относятся готовые изделия, не принятые отделом технического контроля, не полностью укомплектованная продукция, а также полностью законченная продукция, которая еще не прошла технических испытаний.

В незавершенное производство не включают материалы и покупные полуфабрикаты, не начатые обработкой.

Если ваша фирма выполняет работы долгосрочного характера и рассчитывается с заказчиками по выполненным этапам работ, которые имеют самостоятельное значение, то по строке 1210 отражают принятые заказчиком этапы по договорной стоимости.

Торговые организации показывают по данной строке расходы по заготовке и доставке товаров (транспортные расходы), которые относятся к остатку нереализованных товаров.

Для снижения стоимости незавершенного производства компания может создавать резерв. Его создание учитывают на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Подробнее об учете расходов фирмы смотрите раздел «Отчет о финансовых результатах» → подраздел «Выручка и себестоимость продаж» → ситуации «Строка 2120 "Себестоимость продаж"», «Строка 2210 "Коммерческие расходы"», «Строка 2220 "Управленческие расходы"».

Как учесть расходы основного производства

Такие расходы отражают на счете 20 «Основное производство». Эти расходы бывают прямые (непосредственно связаны с процессом производства) и косвенные (связаны с производством нескольких видов продукции).

Косвенные расходы сначала учитывают на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списываются в дебет счета 20.

Сумму прямых расходов отражают проводками:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (05, 10, 16, 21, 23, 29, 60...)

– отражены расходы основного производства.

Прямые расходы вам нужно распределить по видам выпускаемой продукции. Это необходимо для определения себестоимости каждой единицы выпущенной продукции.

Расходы, которые нельзя распределить прямым путем (например, заработная плата работников основного производства, занятых при производстве нескольких видов продукции; расходы вспомогательного производства и т. д.), распределяются пропорционально какому-либо показателю.

Таким показателем могут быть стоимость материалов, израсходованных при выпуске конкретного вида продукции; сумма заработной платы работников, занятых в процессе производства конкретного вида продукции, и т. д.

Выбранный порядок распределения расходов между видами выпускаемой продукции вы должны закрепить в учетной политике.

Пример

АО «Актив» выпускает столы и стулья. За отчетный период было изготовлено 600 стульев и 100 столов.

На производство стульев было затрачено материалов на сумму 100 000 руб., столов – 180 000 руб.

Заработная плата работников основного производства (включая страховые взносы), занятых в изготовлении стульев, составила 60 000 руб., столов – 100 000 руб.

Расходы обслуживающего производства организации, связанные с выпуском продукции (обеспечение производства электроэнергией, водой, отоплением и т. д.), составили 150 000 руб.

Расходы по производству различных видов мебели бухгалтер комбината учитывает на разных субсчетах счета 20 «Основное производство»:

  • 20-1 «Затраты на производство стульев»;
  • 20-2 «Затраты на производство столов».

Согласно учетной политике, расходы, связанные с выпуском разных видов мебели, которые нельзя распределить напрямую, распределяются пропорционально прямым затратам на производство конкретных изделий.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 10

– 100 000 руб. – списаны материалы на производство стульев;

ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 10

– 180 000 руб. – списаны материалы на производство столов;

ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 70, 69

– 60 000 руб. – отражены заработная плата работникам, занятым в производстве стульев, и взносы на ОПС, ОСС и ОМС;

ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 70, 69

– 100 000 руб. – отражены заработная плата работникам, занятым в производстве столов, и взносы на ОПС, ОСС и ОМС.

После отражения прямых затрат бухгалтер «Актива» должен распределить расходы обслуживающего производства между видами выпускаемой продукции.

Сумма прямых расходов, связанных с выпуском различных видов продукции, составила:

  • стульев – 160 000 руб. (100 000 + 60 000);
  • столов – 280 000 руб. (180 000 + 100 000).

Общая сумма прямых расходов составила:

160 000 руб. + 280 000 руб. = 440 000 руб.

Расходы обслуживающего производства распределяются в следующем порядке:

  • на затраты по производству стульев – 54 545 руб.

    (160 000 : 440 000 × 150 000);

  • на затраты по производству столов – 95 455 руб.

    (280 000 : 440 000 × 150 000).

Бухгалтер должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69...)

– 150 000 руб. – отражены расходы вспомогательного производства;

ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 23

– 54 545 руб. – часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство стульев;

ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 23

– 95 455 руб. – часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство столов.

Если на конец отчетного периода мебель не будет закончена производством или не пройдет приемку, то ее стоимость, учтенную по дебету счета 20, нужно отразить по строке 1210 баланса.

Как списать расходы основного производства

Порядок списания расходов, связанных с производством продукции, зависит от того, каким способом вы отражаете в учете стоимость готовой продукции:

  • по нормативной (плановой) себестоимости;
  • по фактической производственной себестоимости.

Способ учета готовой продукции должен быть закреплен в учетной политике.

Если вы учитываете готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости, все расходы, связанные с ее выпуском, спишите в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:

ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20

– списаны фактические расходы, связанные с производством продукции.

Если вы учитываете готовую продукцию по фактической производственной себестоимости, все расходы, связанные с ее производством, спишите в дебет счета 43 «Готовая продукция»:

ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20

– отражена стоимость готовой продукции, выпущенной из основного производства.

Сумму расходов, не списанную в отчетном периоде на эти счета, отражают по строке 1210 бухгалтерского баланса.

Готовая продукция может быть предназначена для использования на самом предприятии (например, тара, изготовленная для упаковки продукции).

Если ваша организация использует готовую продукцию для производственных нужд, ее стоимость можно учитывать на счете 10 «Материалы» или других счетах по учету материальных ценностей (в зависимости от ее назначения).

Затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, по тем или иным причинам не давшее готовой продукции, включают в состав прочих расходов.

Такие затраты спишите в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 20

– списаны затраты по аннулированным производственным заказам (затраты на производство, не давшее готовой продукции).

Затраты по аннулированным производственным заказам, а также расходы на производство, не давшее готовой продукции, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Как учесть расходы обслуживающих производств

Обслуживающими для любой фирмы являются хозяйства и производства, деятельность которых непосредственно не связана с процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В частности, к ним относят:

  • жилищно-коммунальные хозяйства;
  • пошивочные и другие обслуживающие производственный процесс мастерские;
  • детские дошкольные учреждения (ясли, сады);
  • дома и базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительского назначения;
  • подсобные сельские хозяйства;
  • столовые, буфеты.

Все расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств, числящихся на балансе фирмы, учитывают по счету 29. В балансе по строке 1210 отражают дебетовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.

Расходы обслуживающих производств делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью обслуживающего хозяйства (заработная плата работников хозяйства; стоимость материальных ценностей, израсходованных хозяйством; расходы по содержанию оборудования хозяйства и т. п.).

Такие расходы учитывайте непосредственно по дебету счета 29 и кредиту счетов по учету начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.

Косвенные расходы связаны с управлением и обеспечением обслуживающих хозяйств (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т. п.).

Косвенные расходы учитывайте по дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Ежемесячно долю этих расходов, относящуюся к деятельности обслуживающего хозяйства, списывайте со счетов 23, 25 и 26 в дебет счета 29.

Пример

ООО «Пассив» имеет на балансе детский сад, который оказывает услуги за плату (они освобождены от НДС - п. 2 ст. 149 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации по оборудованию детского сада составила 5000 руб. Расходы по оплате услуг организации, снабжающей детский сад электроэнергией и теплом, составили 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.).

Сумма заработной платы, начисленной работникам детского сада, составила 40 000 руб. Сумма страховых взносов и взносов по «травме», начисленная с зарплаты работников, – 12 080 руб.

Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02

– 5000 руб. – начислена амортизация по оборудованию детского сада;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 60

– 15 000 руб. (17 700 – 2700) – учтены расходы по оплате тепла и электроэнергии, израсходованных детским садом;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2700 руб. – учтен НДС по теплу и электроэнергии;

– 2700 руб. – НДС включен в себестоимость услуг, освобожденных от налогообложения;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70

– 40 000 руб. – начислена заработная плата работникам детского сада;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 69

– 12 080 руб. – начислены взносы на ОПС, ОСС, ОМС и взносы по «травме».

Как списать расходы обслуживающего производства (хозяйства)

Затраты обслуживающего хозяйства, связанные с обеспечением производственного процесса, списывают в дебет счетов учета материальных ценностей или затрат на производство.

Если обслуживающее производство самостоятельно изготавливает какие-либо материальные ценности, то их фактическую себестоимость в учете отразите записью:

ДЕБЕТ 10 (43) КРЕДИТ 29

– оприходованы материалы (готовая продукция), выпущенные обслуживающим производством.

Расходы обслуживающего хозяйства, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), спишите проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 29

– списаны расходы обслуживающего хозяйства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.

Зачастую определить, какая именно часть расходов обслуживающего хозяйства относится к деятельности основного или вспомогательного производства, затруднительно (например, если прачечная оказывает услуги по стирке спецодежды рабочим как основного, так и вспомогательного производства). Поэтому вы должны распределить такие расходы пропорционально какому-либо показателю.

Таким показателем может быть, например, заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д.

Выбранный порядок распределения расходов обслуживающих производств (хозяйств) должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Пример

На балансе АО «Актив» числится прачечная, оказывающая услуги основному и вспомогательному производственным цехам.

Прямые расходы основного и вспомогательного производств организации в отчетном периоде составили 500 000 руб., в том числе расходы основного производства – 460 000 руб., а расходы вспомогательного – 40 000 руб.

Расходы, связанные с деятельностью прачечной, составили 50 000 руб. В отчетном периоде бытовых услуг работникам она не оказывала.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69...)

– 460 000 руб. – учтены затраты основного производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69...)

– 40 000 руб. – учтены затраты вспомогательного производства;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (70, 69...)

– 50 000 руб. – учтены расходы прачечной по оказанию услуг.

Учетной политикой организации установлено, что расходы обслуживающего хозяйства распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым затратам на их содержание.

Расходы прачечной распределяются в следующем порядке:

  • относящиеся к деятельности основного производства – 46 000 руб. (50 000 × 460 000 : 500 000);
  • относящиеся к деятельности вспомогательного производства – 4000 руб. (50 000 × 40 000 : 500 000).

Бухгалтер должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 29

– 46 000 руб. – списаны расходы прачечной на затраты по содержанию основного производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 29

– 4000 руб. – списаны расходы прачечной на затраты по содержанию вспомогательного производства.



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним