.
^ Наверх

Расходы будущих периодов

Последний раз обновлено:

В расходах будущих периодов отражают затраты, понесенные фирмой в отчетном периоде, но без которых невозможно получить доходы в будущем.

Такие активы отражаются в балансе, если их признание предусмотрено нормативными правовыми актами, и списываются в порядке списания соответствующего актива.

Как учесть расходы будущих периодов

С отчетности 2011 года упоминание такой классификации расходов, как «Расходы будущих периодов», исключено из пункта 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Теперь правила учета подобных расходов нужно искать в конкретных нормативных правовых актах. О таких расходах (расходах, обусловливающих получение доходов в течение нескольких отчетных периодов) идет речь, например, в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

Сумму расходов будущих периодов учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». В балансе по строке 1210 указывают дебетовое сальдо по этому счету (остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода).

Перечисление денег в качестве аванса или в счет предварительной оплаты расходом не признается. Такие суммы учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным» и отражают по строке 1230 баланса.

Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов возможен только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными актами.

Как списать расходы будущих периодов

Итак, порядок учета и списания расходов будущих периодов нужно искать в конкретных ПБУ.

Так, например, платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, которые осуществлены на основании лицензионного договора фиксированной суммой, отражают в качестве расходов будущих периодов и списывают в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007). Как правило, это делают равномерно.

Как отразить в учете равномерное списание расходов будущего периода, покажет пример.

Пример. Как списать расходы будущих периодов.

В январе отчетного года АО «Актив» приобрело право на использование компьютерной программы. Лицензионным договором установлено, что программа подлежит использованию в течение трех лет. Затраты на оплату права использования программы составили 18 000 руб. (единовременный платеж).

При оплате бухгалтер «Актива» сделал проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 18 000 руб. – поступил платеж по лицензионному договору;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

– 18 000 руб. – фиксированный разовый платеж за пользование программой отражен в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 012

– 18 000 руб. – отражено в забалансовом учете право пользования нематериальным активом.

Ежемесячно в течение срока действия договора на использование программы бухгалтер «Актива» должен делать проводку:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 97

– 500 руб. (18 000 руб. : 3 года : 12 мес.) – списана часть фиксированного платежа.

За 12 месяцев отчетного года будет списано 6000 руб. (500 руб. × 12 мес.). В балансе за отчетный год по строке 1210 нужно отразить несписанную часть расходов в сумме 12 000 руб. (18 000 – 6000).

Другой пример.

Расходы по договору строительного подряда, понесенные в связи с предстоящими работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»).

Для этого должны выполняться условия:

  • расходы могут быть достоверно определены;
  • в отчетном периоде, в котором расходы возникли, существует вероятность, что договор будет заключен.

Если эти условия не выполняются, расходы признают прочими расходами того периода, в котором они понесены (п. 15 ПБУ 2/2008).

Пример. Как списать расходы будущих периодов.

АО «Строитель» готовится к тендеру на строительство объекта. Тендер запланирован на ноябрь текущего года. Разработку технико-экономического обоснования осуществляет проектная организация. Стоимость работ составляет 708 000 руб., в том числе НДС – 108 000 руб. Работы сданы и оплачены в апреле года, следующего за отчетным.

Эти затраты можно включить в расходы по договору подряда, поскольку на момент их осуществления есть вероятность, что тендер будет выигран и договор будет подписан. Сумму расходов можно отнести к расходам будущих периодов. Списываются они единовременно: в бухучете - после завершения работ по договору подряда (п. 21 ПБУ 2/2008), а в налоговом учете - на дату акта приемки-передачи ТЭО.

В ноябре бухгалтер «Строителя» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

– 600 000 руб. (708 000 − 108 000) – стоимость работ по разработке технико-экономической документации отнесена на расходы будущих периодов;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 108 000 руб. – отражен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 68 «расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 108 000 руб. – на основании счета-фактуры проектной организации «входной» НДС принят к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 708 000 руб. – оплачена стоимость проектных работ;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – отражено отложенное налоговое обязательство.

По состоянию на отчетную дату в балансе по строке 1210 будет отражена сумма 600 000 руб.

В апреле следующего года бухгалтер сделает проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

– 600 000 руб. – стоимость проектных работ включена в расходы по договору подряда;

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»

– 120 000 руб. – погашено отложенное налоговое обязательство.

Кроме этого, расходы будущих периодов упоминаются в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утв. приказом Минфина России от 16 октября 2008 г. № 107н). Согласно этому стандарту, в составе расходов будущих периодов можно учитывать:

  • дополнительные расходы по займам и кредитам (п. 8 ПБУ 15/2008);
  • начисленные проценты на вексельную сумму (п. 15 ПБУ 15/2008);
  • начисленные проценты или дисконт по облигации (п. 16 ПБУ 15/2008).

Наконец, упоминание о расходах будущих периодов имеется в двух методических указаниях по бухгалтерскому учету.

Так, в пункте 94 «методички» по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н) сказано, что на счет расходов будущих периодов можно относить стоимость отпущенных в производство материалов в случаях:

  • проведения подготовительных работ в сезонных отраслях;
  • горно-подготовительных работ;
  • пусковых расходов (освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов);
  • подготовки и освоения новых производств и новых технологий;
  • рекультивации земель.

А в пункте 16 «методички» по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н) сказано, что к расходам будущих периодов относятся расходы на приобретение лицензии на осуществление деятельности, права на которую не подлежат передаче в порядке правопреемства. Между тем лицензии действуют бессрочно (п. 4 ст. 9 Закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ). Поэтому затраты на их получение, признанные на счете 97, следует учитывать  в составе внеоборотных активов и отражать по строке 1190 баланса.

Как распознать расходы будущих периодов

Главная задача при учете расходов будущих периодов – это разграничить понесенные организацией затраты на расходы и на активы, а затем выделить отдельный самостоятельный объект - расходы будущих периодов.

Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.) определяющие факторы для признания актива – это его подконтрольность организации и возможность получения от него экономических выгод, то есть притока денежных средств. А экономические выгоды актив принесет, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Это определение вполне позволяет отнести те или иные затраты к расходам будущих периодов в качестве актива. А бухгалтеру следует сформировать критерии такого отнесения (по видам затрат с учетом специфики отрасли) и закрепить их в бухгалтерской учетной политике.

Как распознать тот актив, который затем можно отправить на счет 97?

В пункте 65 приказа Минфина России от 24 декабря 2010 года № 186н сказано, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Эту норму разъяснил Минфин России еще в письме от 12 января 2012 года № 07-02-06/5. В нем говорится, что если осуществленные затраты соответствуют условиям признания актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то эти затраты подлежат отражению в бухгалтерском балансе в составе этого актива. Это значит, что если речь идет об основных средствах, нематериальных активах, материально-производственных запасах, то списывать их следует в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов.

О каком «ином случае» идет речь? Попробуем разобраться на примере.

Пример. Как распознать расходы будущих периодов.

Например, сезонное предприятие в межсезонный период проводит подготовку к сезону. При этом оно несет затраты на приобретение новых основных средств и ремонт старого оборудования. Приобретение основного средства – это вложение во внеоборотные активы. Приобретенный объект учитывается по правилам бухучета:

Дебет 08 Кредит 60

- учтены расходы по приобретению основного средства;

Дебет 01 Кредит 08

- основное средство зачислено в состав основных средств.

Стоимость основного средства будет списана на расходы через амортизацию.

Ремонт оборудования следует учесть в составе расходов будущих периодов:

Дебет 97 Кредит 60

- стоимость ремонтных работ отнесена в состав расходов будущих периодов.

Стоимость ремонтных работ будет списана на расходы в сезон, в порядке, установленном учетной политикой предприятия – например, равномерно в течение сезона или пропорционально объему выпущенной продукции:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97

- часть стоимости ремонтных работ списана на расходы.

Таким образом, «иной случай» признания актива – это, например, отнесение к расходам будущих периодов подготовительных работ, в том числе стоимости ремонта основных средств. Здесь же могут быть затраты на подготовку и благоустройство рабочей территории, ремонт помещений и другие затраты. Все это - активы, поскольку их можно рассматривать как вложения в собственное производство, которые принесут доход в будущем.



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >