.
^ Наверх

Как отразить в отчетности основные средства

Последний раз обновлено:

В балансе основные средства показывают по остаточной стоимости до тех пор, пока они полностью не будут самортизированы.

Однако иногда основные средства приходится учитывать в особом порядке. Рассмотрим, как отразить в отчетности операции с основными средствами в связи с тем, что фирма их:

  • отремонтировала;
  • ликвидировала;
  • передала безвозмездно.

Как учесть ремонт основных средств

Затраты на восстановление основных средств могут являться либо их ремонтом, либо реконструкцией (модернизацией).

В первом случае затраты нужно единовременно включить в себестоимость, а во втором – увеличить на их сумму балансовую стоимость основного средства.

Расходы на восстановление объекта основных средств называют ремонтом, если в результате не изменились срок его полезного использования, мощность, производительность и другие подобные характеристики (п. 27 ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)). Аналогичные правила и определения действуют в налоговом учете.

Зачастую невозможно однозначно определить, отремонтировано или реконструировано основное средство. Конечно, для фирмы выгоднее рассматривать расходы не как реконструкцию, а как ремонт и включать их в затраты. Поэтому в спорных ситуациях следует во всех внутренних документах и договорах проведенные работы называть именно ремонтом.

Если вы все-таки опасаетесь споров с налоговой инспекцией, неоднозначные случаи можно квалифицировать как реконструкцию и изменять балансовую стоимость основного средства.

О том, как это сделать, смотрите раздел «Бухгалтерский баланс» → подраздел «Строка 1150 "Основные средства"» → ситуацию «Приобретение основных средств».

Расходы на ремонт основных средств следует списывать на счета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д.

Пример

ООО «Пассив» оказывает транспортные услуги. На балансе фирмы числятся грузовые автомобили.

В феврале один из них сломался, и механик на деньги, выданные под отчет, купил запчасти на сумму 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.).

Расходы на оплату труда работников, которые проводили ремонт, составили 5000 руб. (включая все «зарплатные» налоги). Работы по ремонту автомобиля закончились в марте.

Бухгалтер сделал в учете записи:

в феврале

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

– 17 700 руб. – выданы средства под отчет механику из кассы для покупки запчастей;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71

– 15 000 руб. (17 700 – 2700) – купленные запчасти оприходованы на склад;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 2700 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2700 руб. – НДС принят к вычету;

в марте

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70, 69

– 5000 руб. – начислена рабочим зарплата со страховыми взносами за ремонт машины;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 15 000 руб. – списаны запчасти, использованные для ремонта.

В конце месяца бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20

– 20 000 руб. (5000 + 15 000) – расходы по ремонту списаны на себестоимость.

В отчете о финансовых результатах эта сумма будет указана по строке 2120 «Cебестоимость продаж».

Аналогично можно учитывать затраты по ремонту арендованных основных средств, а также основных средств, стоимость которых не превышает 40 000 рублей.

Фирма создает резерв по расходам на ремонт

Раньше, чтобы равномерно распределять ремонтные затраты, фирмы могли формировать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств. С 2011 года компании не вправе создавать в бухгалтерском учете резерв на ремонт основных средств. Пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности теперь не действует.

В налоговом учете резерв на ремонт основных средств можно создавать, как и раньше: на основании статьи 324 Налогового кодекса. Однако нужно учесть некоторые особенности.

Во-первых, максимальная сумма резерва не должна превышать средней величины расходов на ремонт основных средств фирмы за предшествующие три года (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Во-вторых, сумму резерва в течение года нужно включать в расходы равномерно.

Как учесть ликвидацию основного средства

Фирма может принять решение ликвидировать вышедшее из строя или морально устаревшее основное средство. В этом случае его остаточную стоимость нужно списать с баланса организации.

Бухгалтер должен отразить это проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств.

В отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

У фирмы могут возникнуть и другие затраты, связанные с ликвидацией основного средства (например, на его демонтаж, разборку и т. п.).

Эти затраты отражают проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23 (20, 25...)

– списаны расходы, связанные с ликвидацией основного средства.

Их сумму также указывают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

Если какие-то части демонтированного оборудования пригодны для дальнейшего использования или для продажи, то бухгалтеру следует принять их к учету по рыночной стоимости.

Это правило применяется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

На сумму полученного дохода бухгалтер должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– оприходованы материалы (лом, детали), полученные при ликвидации основного средства.

В Отчете о финансовых результатах стоимость этих материалов указывают по строке 2340 «Прочие доходы».

В налоговом учете доходы и расходы от ликвидации основных средств учитывают как внереализационные (ст. 250, 265 НК РФ).

Убыток от ликвидации уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы.

Пример

АО «Тендер» демонтировало и списало станок вследствие его морального износа. Первоначальная стоимость станка – 130 000 руб., начисленная амортизация – 40 000 руб.

После демонтажа были получены материалы и запасные части, которые фирма планирует использовать в будущем.

Их рыночная стоимость – 50 000 руб.

Расходы по демонтажу станка составили 10 000 руб. Демонтаж был произведен ремонтным цехом «Тендера».

Бухгалтер «Тендера» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– 130 000 руб. – списана первоначальная стоимость станка;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 40 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 90 000 руб. (130 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость станка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23

– 10 000 руб. – списаны расходы по демонтажу станка;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– 50 000 руб. – оприходованы запчасти, оставшиеся после демонтажа;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– 50 000 руб. (90 000 + 10 000 – 50 000) – отражен убыток от списания станка.

Сумма расходов по ликвидации станка составила 100 000 руб. (90 000 + 10 000). Эта сумма будет указана по строке 2350 отчета о финансовых результатах. Доход от ликвидации в сумме 50 000 руб. нужно отразить по строке 2340 отчета о финансовых результатах.

Как учесть безвозмездную передачу основного средства

Фирма имеет право передать свои основные средства безвозмездно.

Однако имейте в виду: безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).

Поэтому безвозмездно передать основные средства дороже 3000 рублей фирма может только физическим лицам, некоммерческим организациям или государственным учреждениям.

Остаточную стоимость выбывшего имущества нужно списать с баланса фирмы. Бухгалтер должен отразить это проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость объекта.

В Отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

Обратите внимание: на рыночную стоимость передаваемого объекта следует начислить НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Стоимость имущества, указанная в договоре, по умолчанию считается рыночной, если сделка не является контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса.

Сумму налога, начисленную к уплате в бюджет, отразите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с рыночной цены основного средства.

Сумму НДС, начисленную после безвозмездной передачи имущества, также отражают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

Пример

В январе АО «Тендер» передает безвозмездно некоммерческой фирме сервер. Его первоначальная (балансовая) стоимость равна 130 000 руб. Начисленная амортизация составила 40 000 руб.

Рыночная стоимость передаваемого сервера составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

Бухгалтер сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– 130 000 руб. – списана первоначальная стоимость сервера;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 40 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 90 000 руб. (130 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость сервера;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. (118 000 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС исходя из рыночной стоимости сервера;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– 108 000 руб. (90 000 + 18 000) – отражен убыток от безвозмездной передачи сервера по итогам отчетного периода.

Расходы по безвозмездной передаче сервера составили 108 000 руб. (90 000 + 18 000). Эта сумма будет указана по строке 2350 отчета о финансовых результатах.

Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 2 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним