.
^ Наверх

Как отразить в отчетности основные средства

Последний раз обновлено:

Иногда основные средства приходится учитывать в особом порядке. Рассмотрим, как отразить в отчетности операции с основными средствами в связи с тем, что фирма их:

  • отремонтировала;
  • ликвидировала;
  • передала безвозмездно.

Нередко в хозяйственной деятельности происходят случаи разукрупнения основных средств.

Как учесть ремонт основных средств

Затраты на восстановление основных средств могут являться либо их ремонтом, либо реконструкцией (модернизацией).

В первом случае затраты нужно единовременно включить в себестоимость, а во втором – увеличить на их сумму балансовую стоимость основного средства.

Расходы на восстановление объекта основных средств называют ремонтом, если в результате не изменились срок его полезного использования, мощность, производительность и другие подобные характеристики (п. 27 ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)). Аналогичные правила и определения действуют в налоговом учете.

Зачастую невозможно однозначно определить, отремонтировано или реконструировано основное средство. Конечно, для фирмы выгоднее рассматривать расходы не как реконструкцию, а как ремонт и включать их в затраты. Поэтому в спорных ситуациях следует во всех внутренних документах и договорах проведенные работы называть именно ремонтом.

Если вы все-таки опасаетесь споров с налоговой инспекцией, неоднозначные случаи можно квалифицировать как реконструкцию и изменять балансовую стоимость основного средства.

О том, как это сделать, смотрите раздел «Бухгалтерский баланс» → подраздел «Строка 1150 "Основные средства"» → ситуацию «Приобретение основных средств».

Расходы на ремонт основных средств следует списывать на счета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д.

Пример. Как учесть ремонт основных средств.

ООО «Пассив» оказывает транспортные услуги. На балансе фирмы числятся грузовые автомобили.

В феврале один из них сломался, и механик на деньги, выданные под отчет, купил запчасти на сумму 18 000 руб. (в том числе НДС – 3000 руб.).

Расходы на оплату труда работников, которые проводили ремонт, составили 5000 руб. (включая все «зарплатные» налоги). Работы по ремонту автомобиля закончились в марте.

Бухгалтер сделал в учете записи:

в феврале

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

– 18 000 руб. – выданы средства под отчет механику из кассы для покупки запчастей;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 71

– 15 000 руб. (18 000 – 3000) – купленные запчасти оприходованы на склад;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71

– 3000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 3000 руб. – НДС принят к вычету;

в марте

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70, 69

– 5000 руб. – начислена рабочим зарплата со страховыми взносами за ремонт машины;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 15 000 руб. – списаны запчасти, использованные для ремонта.

В конце месяца бухгалтер сделал проводку:

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20

– 20 000 руб. (5000 + 15 000) – расходы по ремонту списаны на себестоимость.

В отчете о финансовых результатах эта сумма будет указана по строке 2120 «Cебестоимость продаж».

Аналогично можно учитывать затраты по ремонту арендованных основных средств, а также основных средств, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

Как отразить ликвидацию основного средства

Фирма может принять решение ликвидировать вышедшее из строя или морально устаревшее основное средство. В этом случае его остаточную стоимость нужно списать с баланса организации.

Бухгалтер должен отразить это проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств.

В отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

У фирмы могут возникнуть и другие затраты, связанные с ликвидацией основного средства (например, на его демонтаж, разборку и т. п.).

Эти затраты отражают проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23 (20, 25...)

– списаны расходы, связанные с ликвидацией основного средства.

Их сумму также указывают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

В налоговом учете расходы от ликвидации основных средств учитывают как внереализационные (ст. 250, 265 НК РФ).

Убыток от ликвидации уменьшает налогооблагаемую прибыль фирмы.

Пример. Как учесть ликвидацию основного средства.

АО «Тендер» демонтировало и списало станок вследствие его морального износа. Первоначальная стоимость станка – 130 000 руб., начисленная амортизация – 40 000 руб.

Расходы по демонтажу станка составили 10 000 руб. Демонтаж был произведен ремонтным цехом «Тендера».

Бухгалтер «Тендера» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– 130 000 руб. – списана первоначальная стоимость станка;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 40 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 90 000 руб. (130 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость станка;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23

– 10 000 руб. – списаны расходы по демонтажу станка;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– 100 000 руб. (90 000 + 10 000) – отражен убыток от списания станка.

Сумма расходов по ликвидации станка составила 100 000 руб. (90 000 + 10 000). Эта сумма будет указана по строке 2350 отчета о финансовых результатах.

Как учесть безвозмездную передачу основного средства

Фирма имеет право передать свои основные средства безвозмездно.

Однако имейте в виду: безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).

Поэтому безвозмездно передать основные средства дороже 3000 рублей фирма может только физическим лицам, некоммерческим организациям или государственным учреждениям.

Остаточную стоимость выбывшего имущества нужно списать с баланса фирмы. Бухгалтер должен отразить это проводками:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость объекта.

В Отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

Обратите внимание: на рыночную стоимость передаваемого объекта следует начислить НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Стоимость имущества, указанная в договоре, по умолчанию считается рыночной, если сделка не является контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса.

Сумму налога, начисленную к уплате в бюджет, отразите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с рыночной цены основного средства.

Сумму НДС, начисленную после безвозмездной передачи имущества, также отражают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

Пример. Как учесть безвозмездную передачу основного средства.

В январе АО «Тендер» передает безвозмездно некоммерческой фирме сервер. Его первоначальная (балансовая) стоимость равна 130 000 руб. Начисленная амортизация составила 40 000 руб.

Рыночная стоимость передаваемого сервера составила 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.).

Бухгалтер сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– 130 000 руб. – списана первоначальная стоимость сервера;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 40 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 90 000 руб. (130 000 – 40 000) – списана остаточная стоимость сервера;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 20 000 руб. (120 000 руб. × 20% : 120%) – начислен НДС исходя из рыночной стоимости сервера;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– 110 000 руб. (90 000 + 20 000) – отражен убыток от безвозмездной передачи сервера по итогам отчетного периода.

Расходы по безвозмездной передаче сервера составили 110 000 руб. (90 000 + 20 000). Эта сумма будет указана по строке 2350 отчета о финансовых результатах.

Разукрупнение объекта основных средств

Разделение (разукрупнение) одного инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров законодательством о бухучете не предусмотрено.

Однако случаи разукрупнения основных средств в хозяйственной деятельности происходят нередко. Оно может быть связано с тем, что отдельные части комплекта, ранее учтенного как единый инвентарный объект, начинают использоваться по отдельности и выполнять свои функции самостоятельно. То есть каждая из получившихся частей не теряет способности быть использованной для выполнения определенных целей и самостоятельных функций или определенной работы.

Обратите внимание: разукрупнение основного средства на два и более независимых друг от друга объекта не является выбытием основного средства.

Срок полезного использования каждого нового объекта будет соответствовать изначально принятому сроку службы разукрупненного объекта учета. Если первоначальный объект еще не до конца самортизирован, то амортизация по каждой новой части продолжает начисляться исходя из установленного срока полезного использования.

Такое разукрупнение инвентарного объекта не влияет на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Как сказано в Рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875), такая операция на синтетических счетах бухучета не отражается.

В данном случае бухгалтеру следует произвести корректировку в аналитическом учете основных средств, в результате которой вместо первоначального актива будет числиться несколько новых. Для этого заводятся отдельные инвентарные карточки для выделенных инвентарных объектов. Движение в бухгалтерских записях будет зафиксировано только по субсчетам аналитического учета к счету 01 «Основные средства».

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки (их будет столько, на сколько новых частей разукрупнен первоначальный объект):

Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Новый объект» Кредит 01, субсчет «Старый объект»

- отражена первоначальная стоимость нового объекта;

Дебет 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Старый объект» Кредит 02, субсчет «Новый объект»

- перенесена сумма начисленной амортизации в части, относящейся к новому объекту.

Заметим, что разукрупнение может являться следствием исправления ошибки при постановке основного средства на учет.

Например, приняты в качестве единого объекта составные части амортизируемого имущества, изначально имеющие разный срок полезного использования, которые нужно учитывать раздельно. Это ошибка, которая в бухгалтерском учете отражается по правилам ПБУ 22/2010 (утв. приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н). В налоговом учете – согласно статье 54 НК РФ.

Обратите внимание: разукрупнение в целях выделения из одной единицы основных средств несколько новых нужно отличать от:

  • случаев модернизации и реконструкции, когда происходит достройка, усовершенствование объекта ОС, меняются его технические характеристики, изменяется срок его полезного использования. В этом случае из одного объекта может возникнуть несколько новых, но с другими характеристиками, в том числе с другим сроком полезного использования;
  • случаев частичной ликвидации, реализации или иного выбытия части основного средства.


Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.

 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор