.
^ Наверх

Учет ГСМ

Последний раз обновлено:

Бухучет приобретенных ГСМ зависит от способа их приобретения.

Покупка ГСМ за наличные

Если ГСМ приобретены за наличные, сделайте проводки:

Дебет 71 Кредит 50

– выданы  деньги под отчет на приобретение ГСМ;

Дебет 10 Кредит 71

– оприходованы ГСМ на основании авансового отчета, предоставленного водителем;

Дебет 19 Кредит 71

– отражен НДС по приобретенным ГСМ;

Дебет 68, субсчет расчеты по НДС Кредит 19

– принят к вычету «входной» НДС по ГСМ .

Покупка ГСМ по топливным картам и талонам

Если ГСМ приобретены по топливным картам или топливным талонам, проводки будут такие:

Дебет 60, субсчет авансы выданные Кредит 51

– отражены в качестве выданного аванса деньги, перечисленные за талоны (на карты);

Дебет 68, субсчет расчеты по НДС Кредит 76

– принят к вычету НДС с выданного аванса;

Дебет 10 Кредит 60

– приняты к учету ГСМ, отпущенные по талонам или картам (на основании корешков талонов, представленных водителями, или отчета компании - эмитента талонов (карты));

Дебеть 19 Кредит 60

– отражен НДС по ГСМ;

Дебет 68, субсчет расчеты по НДС Кредит 19

– принят к вычету НДС по ГСМ;

Дебет 76 Кредит 68, субсчет расчеты по НДС

– восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленного аванса.

Стоимость ГСМ, израсходованных за месяц, определяется на основании путевых листов или отчетов систем контроля пробега (пробега и расхода топлива) и списывается на расходы на последнее число месяца проводкой (п. 16, 18 ПБУ 10/99):

Дебет 20 (26, 44) Кредит 10

– включена в затраты стоимость ГСМ.

Обратите внимание: НДС, предъявленный поставщиком ГСМ, принимается к вычету при отражении стоимости приобретенных ГСМ по дебету счета 10 «Материалы», только при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-07-11/335).

Списание расходов на ГСМ

Минтранс России утвердил методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В документе указано, что нормы «предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации». 

Для остальных фирм (не автотранспортных) применение этих норм не обязательно. Но использовать в своей деятельности их можно.

В зависимости от целей использования автомобиля, затраты на приобретение ГСМ в целях налогообложения налогом на прибыль компания может учитывать в составе:

  • материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В обеих нормах Налогового кодекса ничего не говорится о нормировании расходов на ГСМ.

Минфин рекомендует в целях налогообложения прибыли использовать нормы Минтранса России. Если по каким-то маркам автомобилей нормы не утверждены, их устанавливают самостоятельно, исходя из технической документации (письма от 17 ноября 2011 г.  № 03-11-11/288, от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/67). Но прямого указания о том, что расходы на ГСМ можно учитывать при расчете налога только в пределах норм, нет. Их следует учитывать при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля. Это означает, что, разрабатывая внутренние нормативы, следует ориентироваться на них.

За основу можно взять показатели из технической документации на автомобиль, использовать данные контрольных замеров расхода топлива и применить поправочные коэффициенты Минтранса, на которые увеличить или уменьшить базовые нормы, в зависимости от условий работы автотранспорта (п. 5 и 6 методических рекомендаций Минтранса). В таком случае у налоговиков не будет основания «снять» расходы и доначислить налог.

Разработанные самостоятельно внутренние нормативы расхода ГСМ нужно утвердить приказом руководителя.

Все вышесказанное можно отнести и к разработке норм расхода топлива в осенне-зимний период.

Зимой вы вправе списать больше расходов на ГСМ. Расход топлива в холодное время года увеличивается из-за погодных условий, использования обогревателя и т. д. Вы вправе увеличить нормы, которые используете летом. Но алгоритм действий также зависит от того, какие нормы вы применяете — установленные Минтрансом или свои.

Нормы Минтранса корректируют с учетом зимних коэффициентов. Они приведены в приложении № 2 к распоряжению № АМ-23-р - по регионам и срокам действия.

Если вы утвердили собственные нормы, можно или использовать надбавки, которые установил Минтранс, или разработать собственные зимние нормы на основании контрольных заездов машин, подтвержденных актом. В обоих случаях понадобится приказ руководителя. В нем нужно прописать точные значения расхода ГСМ. Не забудьте указать в нем,когда начинается и когда заканчивается зимний период.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
 Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор