.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Обоснованность убытка

Последний раз обновлено:

Убытки могут быть вызваны разными обстоятельствами. Чтобы доказать их обоснованность, стоит запастись дополнительными документами. Главное, чтобы из них следовало, что убытки возникли в результате хозяйственной деятельности, направленной на получение будущего дохода. Такими доказательствами могут быть исследования, оценки, расчеты, бизнес-планы и т. д. Все это – информация о развитии деятельности компании. Если такой информации нет, то судьи вряд ли поддержат убыточную компанию (постановления ФАС Московского округа от 20 декабря 2006 г. № КА-А40/11661-06-П; ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. № А33-5877/05-Ф02-7258/06-С1).

Расскажем, какие документы нужно иметь в отдельных случаях.

Новая деятельность

Практически все компании на этапе становления бизнеса терпят убытки. Отдача от первоначальных инвестиций, как правило, наступает через несколько лет.

Основной документ, который поможет в этой ситуации, – это бизнес-план. Из него должно быть видно, что убытки в первые несколько лет запланированы изначально, и приведены четкие сроки, когда первоначальные капиталовложения начнут окупаться.

Если бизнес-план не выполняется, и компания не смогла получить прибыль от своей деятельности, нужно исследовать причины подобной ситуации и зафиксировать результаты в документальном виде. Например, это может быть отчет комиссии, созданной по приказу руководителя для установления причин убытков, или отчет планово-экономического отдела компании.

Продажа товаров ниже себестоимости

Реализация по цене ниже себестоимости бывает в работе любой организации. Вот причины, по которым это может произойти:

  • продукция не пользовалась спросом и морально устарела;
  • товары (сырье, материалы) были приобретены для нужд предприятия, но надобность в них отпала. Выгодного покупателя не нашли;
  • истек срок годности товара;
  • заказчик отказался от произведенной по его заказу специфической продукции. Другого покупателя не нашли;
  • товарные остатки распродавались из-за реорганизации, ликвидации, смены местонахождения или из-за изменения направления деятельности фирмы.

Многие бухгалтеры опасаются уменьшать цену продажи ниже закупочной, поскольку, по их мнению, это запрещено законодательством и чревато доначислениями налогов. Но так ли это на самом деле?

Как правило, цену товара обе стороны определяют сами. За исключением цен, которые регулируются государством (например, цены на электроэнергию, газ, услуги связи). Но для обычных товаров со стороны Гражданского кодекса ограничения нижнего предела цены нет.

На наш взгляд, несмотря на то, что за ценами следит Федеральная антимонопольная служба, компаниям, которые не способны своими действиями в одиночку или с группой других компаний повлиять на ценовую ситуацию на рынке, опасаться нечего.

То есть, если ваша организация не оказывает решающего влияния на ценообразование на рынке и не продает товары, цены на которые регулируются государством, то нижний предел цен не ограничен. Главное, чтобы эта цена устраивала обе стороны.

Налогооблагаемая база по прибыли рассчитывается совокупно по всем сделкам. И только если установлен особый порядок ее расчета, доходы и расходы по таким операциям считаются отдельно.

Например, специальный порядок предусмотрен для операций с ценными бумагами. Кроме того, если вы продаете работнику товар по нерыночной цене, которая ниже закупочной, то образуется ценовая разница. Она представляет собой убыток при продаже ниже себестоимости. Такую ценовую разницу между рыночной ценой и ценой продажи товара работнику признать в расходах нельзя (п. 27 ст. 270 НК РФ).

А вот в отношении других операций купли-продажи с убытком никаких особых правил нет. Как правило, доходы по всем сделкам суммируются и из полученной суммы вычитаются все признанные в отчетном периоде расходы от реализации. Выручка по убыточной сделке признается в доходах от реализации вместе с выручкой от других продаж, а расходы по ней суммируются с расходами по остальным сделкам. Если вы работаете с убытком не систематически, то обнаружить убыточные сделки трудно. Они затеряются в общей массе, и в декларации по налогу на прибыль их не будет видно.

При «доходной» УСН продажа с убытком никак не повлияет на сумму налога, поскольку он платится с общей выручки. Если у вас УСН с объектом «доходы минус расходы», то и в этом случае отследить убыточную сделку не просто, доходы и расходы по ней вообще могут попасть в разные отчетные и налоговые периоды. Ведь расходы признаются по мере оплаты товара поставщику и его реализации, а доходы – по факту получения денег от покупателя.

Предположим, вы продали товар по цене ниже закупочной сторонней российской компании. Учтите, что цена сделки между сторонами, которые не являются взаимозависимыми по отношению друг к другу, изначально считается рыночной (абз. 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). То есть налоговики не будут проверять ваши цены на соответствие их рыночным. Дело в том, что такой вид проверки предусмотрен только по контролируемым сделкам, а сделки между невзаимозависимыми российскими организациями к контролируемым не относятся.

Теперь предположим другой вариант развития событий.

Вы продали товар по нерыночной цене, например, своей дочерней компании на общем режиме налогообложения. При этом сумма доходов по сделкам с ней за год превысила неконтролируемый порог (в 2014 г. - 1 млрд руб.). Такая сделка является контролируемой. В этом случае придется выбрать одно из двух:

  • или сразу по окончании года добровольно доплатить налог на прибыль и НДС исходя из рыночной цены;
  • или постараться доказать контролерам, что товар не пользовался спросом или морально устарел и цена сделки вполне укладывается в интервал цен, по которым такой товар продают не взаимозависимым лицам.

Если вы применяете УСН, налог вам не доначислят даже по контролируемым сделкам. Дело в том, что если вы продадите товар по цене ниже рыночной, налоговики не смогут  доначислить «упрощенный» налог. Ведь согласно пункту 4 статьи 105.3 Налогового кодекса инспекторы могут это делать только в отношении четырех налогов:

  • налога на прибыль;
  • НДФЛ по предпринимательской деятельности;
  • налога на добычу полезных ископаемых;
  • НДС, если ваш контрагент – неплательщик НДС или освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС.

А сделки, заключенные между двумя взаимозависимыми «упрощенцами», ФНС России вообще не может контролировать, поскольку они не входят в перечень контролируемых сделок, приведенный в статье 105.14 Налогового кодекса.

Таким образом, утверждение, что налоги будут пересчитаны исходя из рыночных цен, верно лишь отчасти. Все зависит от того, будет ли сделка признана контролируемой.

Если сделка является контролируемой, то придется доказывать инспекторам, что ее цена сопоставима с рыночной.

Если нет, то опасаться доначислений не нужно.

В Налоговом кодексе не содержится норм, которые дают налоговикам право оценивать, насколько эффективно налогоплательщик управляет капиталом. Значит, понятие «экономическая обоснованность расходов» уместно рассматривать через направленность расходов на получение доходов. В нашем случае расходы на приобретение товаров были экономически обоснованы, так как товары были приобретены не для благотворительной акции, а для продажи с прибылью. Но поскольку обстоятельства изменились не в лучшую сторону, то гораздо важнее высвободить «замороженные» в непроданной партии товаров оборотные средства. Тем самым избежать еще больших убытков от полного списания товара.

Чтобы подтвердить обоснованность расходов и укрепить свою позицию в случае спора с налоговыми органами, можно сделать следующее.

Во-первых, руководитель должен издать приказ о снижении цен (об уценке товаров).

Во-вторых, уценка должна быть обоснована. Например, можно приложить к приказу акт инвентаризационной комиссии (акт оценки товарных запасов), заключение товароведа или менеджера по продажам.

В акте нужно указать:

  • характеристику, свойства и качество товара;
  • по каким причинам его невозможно продать с прибылью;
  • выводы комиссии о снижении цены на товар.
Пример

Инвентаризационная комиссия ООО «Мечта» выявила на складе остатки устаревшего товара (женской одежды) и составила акт:

Таким образом, расходы будут экономически обоснованными, если они направлены на получение прибыли. Конечный результат не имеет решающего значения.

Крупные единовременные расходы

Например, компания провела дорогостоящий ремонт офисных помещений и сразу учла его стоимость в составе затрат (ст. 260 НК РФ). В этой ситуации нужно иметь:

  • приказ руководителя о необходимости ремонта;
  • утвержденную руководителем смету расходов на ремонт;
  • документы, подтверждающие понесенные затраты.

Поставщик изменил цены

Если поставщик по долгосрочному договору неожиданно увеличил цены на товар, покупатель может получить убыток.

Почему данный договор не был расторгнут? Веская причина – потеря крупного покупателя, что принесло бы еще большие убытки. А если договор содержит еще и крупные штрафы поставщику при его досрочном расторжении, то убытки из-за них тоже могли бы превысить уже полученные.

Демпинг

Зачастую, неся временные убытки, фирма получает выгоду в будущем. Например, фирма расширяет рынок сбыта, вытесняя конкурентов с помощью заниженных цен. Очевидно, что это увеличит объем реализации в будущем. А подтвердить экономическую обоснованность текущих убытков поможет утвержденный руководителем бизнес-план, план развития рынков сбыта и маркетинговая политика (здесь ожидаемый экономический эффект от демпинговой кампании нужно показать в цифрах).



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.