.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Прочие расходы, связанные с производством и реализацией

Последний раз обновлено:

Среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией, есть такие, которые чаще всего попадают «под прицел» налоговых инспекторов.

Расходы на нормальные условия труда

Учитывать при расчете налога на прибыль расходы на бытовые нужды сотрудников налоговики не разрешают, ссылаясь на пункт 1 статьи 252 (связь с деятельностью, направленной на получение дохода) и пункт 29 статьи 270 (затраты в пользу работников) Налогового кодекса.

Многие компании предпочитают не спорить и не учитывают такие расходы при расчете налога на прибыль, переплачивая его. Однако практика показывает, что можно убедить инспекторов в экономической обоснованности расходов на заботу о сотрудниках. Налоговый кодекс дает право компаниям уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Компания обустроила на своей территории помещение для приема пищи. Обосновать расходы на это помогут такие аргументы.

1. В статье 22 Трудового кодекса сказано, что работодатель должен обеспечивать бытовые нужды сотрудников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Статья 223 обязывает его оборудовать помещение для приема пищи.

2. Есть перечень предметов, которыми оборудуют помещения для приема пищи. Это умывальник, стационарный кипятильник (с учетом требований времени его заменяет электрический чайник), электрическая плита (ее эквивалент – микроволновая печь) и холодильник. Об этом сказано в пункте 2.52 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (утверждены постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. № 313).

Обратите внимание: СНиП 2.09.04-87 предназначены для проектирования зданий, но практика показывает, что суды принимают их как дополнительное доказательство обоснованности расходов.

3. Отсутствие вблизи предприятия пунктов общественного питания вызывает производственную необходимость оборудования комнаты для приема пищи.

4. В пользу фирм, оборудовавших помещения для приема пищи сотрудниками, выступают многие суды (постановления ФАС Уральского округа от 11 января 2006 г. № Ф09-5989/05-С7, ФАС Центрального округа от 12 января 2006 г. № А62-817/2005, ФАС Московского округа от 27 марта 2008 г. № КА-А40/2214-08). Обосновать приобретение такого оборудования, как кондиционеры, обогреватели, вентиляторы, для обеспечения нормальных условий труда можно так.

1. В статье 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что рабочие места не должны оказывать вредного влияния на здоровье сотрудников. Поэтому оборудование рабочих мест должно способствовать предупреждению травм и профессиональных заболеваний.

2. В производственных помещениях установлены компьютеры и копировальная техника. Поэтому рабочие места с таким оборудованием требуется проветривать (п. 4.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 3 июня 2003 г. № 118) и п. 5.1 СанПиН 2.2.2.1332-03 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 мая 2003 г. № 107)).

Указанные нормы действуют, если помещения не оборудованы вентиляцией или она функционирует не в полной мере. Это можно подтвердить актами службы охраны труда, техдокументацией на помещение.

Если вентиляция в порядке, покупку кондиционеров и обогревателей можно обосновать необходимостью поддерживать в производственных помещениях нормальную температуру и влажность воздуха. Значения этих показателей по видам работ установлены в СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21).

Нормы температуры воздуха для «сидячих» профессий и управленческого персонала – не ниже 22 градусов зимой и не выше 25 градусов летом. Относительная влажность воздуха должна быть ниже 40% в любое время года. Такие условия «не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах».

3. Составить протокол об отклонениях температуры и влажности воздуха. Порядок измерения показателей изложен в разделе 7 постановления Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 года № 21. Протокол должен заверить специалист, ответственный за охрану труда.

4. Привести пример: выигранное компанией дело на эту тему – постановление ФАС Уральского округа от 14 мая 2008 г. № Ф09-3355/08-С3.

Минфин России затраты на покупку кулера и питьевой воды признает обоснованными, но только если компания докажет, что вода из стационарного водопровода не пригодна для питья. Подтверждающим это документом чиновники считают заключение санитарно-эпидемиологической службы (письма Минфина от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 и ФНС от 10 марта 2005 г. № 02-1-08/46@).

На практике получить такое заключение от СЭС сложно. Поэтому можно привлечь независимых экспертов, имеющих лицензию на такую деятельность.

Ситуация хуже, если у компании нет никакого заключения. Но поспорить можно: конкретный перечень нормальных условий труда в Трудовом кодексе не утвержден. Поэтому компания включила в него обеспечение сотрудников питьевой водой и отразила эту обязанность в коллективном договоре (ст. 41, 163 ТК РФ).

Судьи поддерживают указанные доводы (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22580/05-30, от 7 февраля 2008 г. по делу № А57-597/07, ФАС Московского округа от 18 декабря 2007 г. № КА-А40/13151-07).

Затраты на обустройство комнат отдыха (стоимость мебели, телевизора, музыкального центра и т. д.) тоже можно отнести к расходам на нормальные условия труда и списать при расчете налога на прибыль. Обосновать это можно следующими доводами.

1. Работодатель обязан обеспечивать санитарно-бытовые нужды работников (ст. 223 ТК РФ), в том числе оборудовать комнаты для отдыха и психологической разгрузки (ст. 22, 223 ТК РФ).

2. Конкретного перечня предметов для оборудования комнаты отдыха в трудовом законодательстве нет. Компания утверждает его самостоятельно в коллективном договоре или локальном нормативном акте (положении, приказе и т. п.). Причем в рамках мероприятий по охране труда (ст. 41, 163 ТК РФ).

3. Нужно документально подтвердить необходимость оборудования комнат наличием на предприятии сотрудников, работающих в режиме ненормированного рабочего дня или посуточно (заверенные руководством списки таких сотрудников, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.).

4. В качестве примера можно привести выигранные компаниями судебные процессы (постановления ФАС Поволжского округа от 5 сентября 2006 г. по делу № А12-2078/2006-С29, от 27 апреля 2007 г. по делу № А55-11750/06-3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А74-3299/05-Ф02-1838/06-С1).

Таким образом, практика показывает: для того чтобы учесть расходы на «комфорт» при расчете налога на прибыль, нужно, чтобы они были увязаны с необходимостью для фирмы выполнять санитарные или строительные правила. Достаточно указать на соответствующий пункт СанПиН. Помогут и строительные нормы и правила (СНиП), которые устанавливают требования к безопасности труда.

Если расходы фирмы не подпадают под санитарные правила, нужно найти хотя бы общие обоснования в Трудовом кодексе (например, в разделе «Охрана труда»).

Обязательно прописать это в коллективном договоре, правилах трудового распорядка, приказе руководителя и т. п. (там же дать ссылку на СанПиН, СНиП и ТК РФ). При этом нужно указать, что данные расходы способствуют повышению производительности труда, снижению утомляемости и заболеваемости работников. Что, бесспорно, направлено на извлечение дохода.

Автомобиль сотрудника

Чтобы не тратиться на покупку транспорта, многие фирмы практикуют использование автомобилей, принадлежащих работникам (с их согласия). Оформить такие отношения можно несколькими способами:

  • выплачивать работнику компенсацию за использование его автомобиля в производственных целях;
  • взять автомобиль работника в аренду.

Компенсации в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 (1200 руб. или 1500 руб., в зависимости от мощности двигателя), учитывают при расчете налога на прибыль и не облагают страховыми взносами и НДФЛ (письмо Минздравсоцразвития от 12 марта 2010 г. № 550-19; п. 3 ст. 217 НК РФ). Компенсации свыше указанных ограничений при расчете налога на прибыль не учитываются.

Для уменьшения прибыли при использовании автомобиля сотрудника выгоднее не компенсировать затраты, а заключить договор аренды автомобиля без экипажа.

При этом все расходы, связанные с содержанием автомобиля (арендная плата, ремонт, ГСМ), при расчете налога на прибыль можно учесть в полном объеме (письмо Минфина России от 13 июля 2007 г. № 03-04-06-02/138).

Что касается зарплатных налогов, то при выплате работнику арендной платы фирма должна удержать с этой суммы НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

А страховые взносы с суммы арендной платы начислять не нужно. Предметом договора аренды транспортных средств является передача в пользование имущества физлица, а не оказание им услуг или выполнение работы. Такой вид услуг, как передача в аренду автомобиля (так же как и любого другого имущества, кроме имущественного права на авторские произведения и т. п.), не является объектом для удержания страховых взносов (п. 4 ст. 420 НК РФ).

Пример

Компания использует в производственной деятельности автомобиль сотрудника.

Ежемесячно в пользу этого сотрудника компания выплачивает 10 000 руб.

Ситуация 1

Указанная сумма является компенсацией.

При расчете налога на прибыль можно учесть только сумму компенсации в пределах норм. Предположим, эта сумма составляет 1500 руб. С суммы превышения нужно начислить налог на прибыль в сумме 1700 руб. ((10 000 руб. – 1500 руб.) × 20%).

Никакие иные расходы, связанные с содержанием автомобиля, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Сумму 1700 руб. нужно перечислить в бюджет.

Ситуация 2

Указанная сумма является выплатой по договору аренды автомобиля без экипажа. Предположим, затраты на текущий ремонт и ГСМ за отчетный месяц составили 3000 руб.

При расчете налога на прибыль можно учесть все указанные расходы, связанные с арендой автомобиля, в сумме 13 000 руб. (10 000 + 3000).

Сумма 2600 руб. (13 000 руб. × 20%) остается в компании.

Реальная экономия на налоге на прибыль для компании составит 4300 руб. (1700 + 2600) в месяц, 51 600 руб. (4300 × 12) в год.

Компенсация взамен служебного автомобиля

Если компенсация, которую компания выплачивает своим руководителям взамен предоставления служебных автомобилей, предусмотрена локальными нормативными актами, то ее можно учесть при расчете налога на прибыль.

В статье 255 Налогового кодекса есть перечень расходов на оплату труда, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. Среди прочего, в это норме упоминаются компенсации работникам, которые связаны с режимом работы или условиями труда, если они предусмотрены законодательством либо трудовыми или коллективными договорами.

И поскольку этот перечень является открытым, то к расходам на оплату труда можно отнести и другие виды расходов в пользу работников, о чем свидетельствует пункт 25 этой статьи. Разумеется, при условии, что такие расходы предусмотрены трудовым или коллективным договором.

А поэтому любые выплаты организации на основании ее локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. В том числе, компенсации за отсутствие персонального служебного транспорта, если они предусмотрены трудовым или коллективным договорами. Основание - тот самый пункт 25 статьи 255 Налогового кодекса.

Земельные участки

Приобретая земельный участок, компания в целях оптимизации налоговой нагрузки вправе выбрать способ признания расходов на покупку:

  • равномерно – в течение установленного фирмой срока;
  • неравномерно, в размере не более 30% от налоговой базы по налогу на прибыль прошлого периода – до полного их погашения (п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Обратите внимание: право выбора предоставлено в отношении договоров купли-продажи земельных участков, заключенных в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года (Закон от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ). Право выбирать способ признания расходов на покупку земельного участка относится только к случаям, когда он приобретается у государства или муниципалитета.

Выбор индивидуален для каждой фирмы. Определить оптимальный, с точки зрения налога на прибыль, способ особенно важно в случае приобретения нескольких земельных участков. При выборе стоит учитывать ряд факторов.

1. Нестабильность финансовых результатов деятельности компании. В этом случае более приемлемо списывать расходы на землю равномерно.

2. Значительность суммы прибыли за предыдущий налоговый период. В таком случае выгоднее применить неравномерный способ. При этом может оказаться, что все расходы на участок спишутся сразу.

3. Незначительность (относительно размера налоговой базы по налогу на прибыль) траты на приобретение земельного участка и значительная прибыль текущего периода. В этой ситуации выгоднее выбрать способ неравномерного списания.

4. Значительность траты на приобретение земельных участков (как одного, так и нескольких) и значительная прибыль текущего периода. В этой ситуации следует учесть, что при неравномерном способе нельзя превышать предел в 30%. Значит, при больших капиталовложениях организация должна будет еще и платить значительные суммы налога на прибыль. Поэтому рациональнее использовать равномерный способ, так как налоговую базу можно уменьшать без ограничений по сумме затрат.

Обратите внимание: срок равномерного признания расходов по каждому земельному участку не должен быть меньше пяти лет (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.