.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх
На странице
Показать

Выездные проверки

Последний раз обновлено:

Выездные налоговые проверки считаются одной из самых эффективных форм налогового контроля. Они проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции на территории фирмы или предпринимателя. Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для организации такой проверки, она может быть проведена по месту нахождения инспекции.

Предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам и охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором она назначена (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ). Но учтите: если организация подаст уточненную налоговую декларацию с уменьшением налога к уплате, налоговики могут провести выездную проверку и за период, который закончился более трех лет назад (письмо Минфина РФ от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13473). Связано это с тем, что Налоговым кодексом не ограничен срок подачи уточненной налоговой декларации, а также срок для назначения повторной выездной проверки в связи с представлением организацией уточненной декларации с уменьшением налога к уплате.

Инспекторы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Между тем, одновременно с выездной налоговой проверкой инспекторы вправе проводить проверку кассовой дисциплины. Это связано с тем, что проверки за применением контрольно-кассовой техники имеют самостоятельный предмет проверки. То же самое можно сказать и о выездной налоговой проверке. При этом Законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ограничение на проведение «кассовой» проверки совместно с выездной проверкой не установлено (письмо Минфина РФ от 5 июля 2013 г. № 03-02-08/26094).

Существуют универсальные критерии, по которым фирма (предприниматель) может сама определить риск подвергнуться налоговой проверке. Они изложены в приказе ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Вот эти критерии.

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.
  6. Неоднократное приближение показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы, к предельному значению.
  7. Отражение предпринимателем суммы расхода, близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствий в показателях деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых инспекциях в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности в этой сфере деятельности по данным статистики.
  12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Повторная проверка

По общему правилу налоговики не могут проводить две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, а общее число выездных проверок в течение календарного года должно быть не больше двух (п. 5 ст. 89 НК РФ). Это правило не применяется в следующих случаях.

  1. Назначена повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вышестоящим (п. 10 ст. 89 НК РФ).
  2. Представлена уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем в первичной декларации.

В этом случае инспекция, ранее проводившая проверку, может проверять весь период, за который представлена «уточненка». Это возможно и в том случае, когда с момента окончания этого периода прошло более трех лет. В какую сторону корректируется налог, значения не имеет (п. 4 ст. 89 НК РФ).

  1. Назначена выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией фирмы (п. 11 ст. 89 НК РФ). Такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей выездной проверки.

Если при повторной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правонарушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с налогоплательщиком и «не нашли» нарушения. Однако факт сговора необходимо доказать.

Пример

УФНС по Республике Саха (Якутия) приняло решение провести повторную выездную проверку ООО «Фирма-2000» в отношении налогов, правильность исчисления которых уже была проверена в ходе первоначальной выездной проверки.

По результатам повторной проверки УФНС принято решение о доначислении налогов, а также о привлечении ООО к налоговой ответственности, в том числе «по факту сговора с заместителем начальника отдела выездных проверок на предмет сокрытия фактов неуплаченных сумм налогов, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия и признали привлечение Общества к налоговой ответственности неправомерным, поскольку доказательства наличия сговора между организацией и должностным лицом налогового органа отсутствуют (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. по делу № А58-1186/2009).



Закажите бератор сейчас, чтобы работать спокойно и уверенно.

Сейчас действует специальная цена на бератор

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
Закажите бератор сейчас
и получите отличный подарок
Заказать бератор