.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Типовые ситуации по счету 51 «Расчетные счета»

Последний раз обновлено:

Счет 51 используют для учета прихода и расхода безналичных денег компании на счетах в банках. На 51 счете ведут учет только в рублях.

Как открыть расчетный счет

Банковский счет может быть открыт юрлицу без личного присутствия его представителя. А копии документов, которые компании предоставляет в банк для открытия счета, можно направлять в банк в электронном виде. Для этого их нужно заверить аналогом собственноручной подписи:

  • единоличного исполнительного органа клиента-юридического лица;
  • уполномоченного лица.

Вы можете открыть столько расчетных счетов, сколько необходимо для работы вашей организации. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено.

Напомним, сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов) и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, не нужно согласно статье 23 Налогового кодекса.

Инструкция об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам) утверждена Центральным Банком России письмом от 30 июня 2021 г. № 204-И. Она действует с 1 апреля 2022 года, а старая инструкция, утвержденная 30 мая 2014 года № 153-И, утратила силу с этого же дня.

Чтобы открыть расчетный счет, банк должен располагать следующими документами:

  • заявление об открытии счета (бланк заявления можно получить непосредственно в банке);
  • нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
  • карточку с образцами подписей и оттиском печати;
  • документы, которые подтверждают полномочия лиц, указанных в карточке, с образцами подписей;
  • документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа в организации. Например, в ООО и АО таким документом может быть выписка из протокола общего собрания участников (акционеров) о назначении руководителя на должность;
  • лицензии, если они влияют на заключение договора об открытии счета.

Большинство банков дополнительно запрашивают следующие документы: копию справки о присвоении организации статистических кодов, договор аренды или субаренды.

Что касается выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, то для открытия банковских счетов эти данные банки получают самостоятельно в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью.

В Инструкции ЦБ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам), утвержденной письмом от 30 июня 2021 г. № 204-И, говорится, что каждый банк самостоятельно определяет перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета.

Перед открытием банковского счета клиенту следует изучить правила открытия счетов, которые действуют в выбранном банке.

Среди обязательных реквизитов банковской карточки ЦБ утвердил всего четыре:

  • наименование клиента – юридического лица;
  • Ф. И. О. клиента – физического лица или ИП;
  • Ф. И. О. лиц, наделенных правом подписи, с проставлением ими собственноручных подписей;
  • оттиск печати, если клиент ее использует при оформлении документов.

Для проверки соответствия собственноручных подписей и оттиска печати при открытии расчетных счетов применяют карточки с образцами.

Единой формы такой карточки нет. При открытии расчетного счета клиенты заполняют форму, установленную банком, где открыли счет. Инструкцию по заполнению такой карточки также утверждает сам банк.

По своему усмотрению банк включит в карточку другие сведения, которые сочтет необходимыми.

Если договор с банком предусматривает плату за открытие расчетного счета, учтите ее в составе прочих расходов:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 51

– уплачены банку денежные средства за открытие расчетного счета (если такая плата предусмотрена договором банковского счета).

Как учитывать операции по расчетному счету

Основные расчетные операции условно делятся на два вида: зачисление денег и снятие.

Каждой транзакции присваивается свой номер по кредиту и дебету. Все операции по расчетному счету отражаются в выписке, а также в ряде других бумаг — платежном поручении (документе, требовании) или банковском ордере.

Поступление денег на счет

Деньги, поступающие на расчетный счет, вы должны записать в дебет счета 51:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 (76, ...)

– поступили на расчетный счет денежные средства.

Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств, которые остаются на расчетных счетах этих организаций.

Если ваш банк выплатил вам такое вознаграждение, отразите поступившую сумму как прочие доходы:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91-1

– начислен банком процент на остаток по расчетному счету.

Пример. Как отразить процент банка на остаток по расчетному счету

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусмотрено, что банк «Коммерческий» в конце каждого месяца выплачивает АО «Актив» вознаграждение за использование «свободных» средств с его расчетного счета. Сумма вознаграждения – 3% годовых от среднего остатка по счету.

Предположим, что средний остаток по расчетному счету за месяц составил 10 000 руб. Тогда сумма вознаграждения, причитающегося «Активу», составит:

10 000 руб. × 3% × 30 дней : 365 дней = 25 руб.

В последний день месяца банк зачислил эту сумму на расчетный счет организации. Бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91-1

– 25 руб. – начислен банком процент на остаток по расчетному счету.

Списание денег со счета

Деньги, списанные с расчетного счета, необходимо учесть по кредиту счета 51:

ДЕБЕТ 60 (76, ...) КРЕДИТ 51

– списаны с расчетного счета денежные средства.

Суммы, которые ваша организация платит банку за расчетно-кассовое обслуживание, за выдачу наличных денег и за проведение других операций, учитывайте как прочие расходы:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 51

– учтены расходы на оплату услуг банка согласно договору на расчетно-кассовое обслуживание.

Банк может списать деньги с расчетного счета только по вашему поручению или с вашего согласия.

В бесспорном порядке (то есть без вашего согласия) банк может списать денежные средства только в исключительных случаях, например:

  • по решению суда;
  • по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок, пеней и штрафов, начисленных по результатам проверки.

Пени и штрафы списывают со счета нарушителя в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 6, ст. 114 НК РФ).

Что делать, если деньги списаны (зачислены) ошибочно

Если при проверке банковской выписки вы обнаружили, что какая-то сумма списана с расчетного счета ошибочно, немедленно сообщите об этом в операционный отдел банка.

Пока причины ошибки не будут выяснены, спорную сумму отнесите в дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям»:

ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51

– отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета.

Аналогичным образом вам следует поступить и в том случае, если на расчетный счет ошибочно были зачислены деньги, предназначенные не для вашей организации.

Только в этой ситуации спорную сумму следует отразить по кредиту субсчета 76-2:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-2

– отражена сумма, ошибочно зачисленная на ваш расчетный счет.

Читайте также в разделе «Учет и отчетность» Как учитывать деньги на расчетном счете




Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.