.
^ Наверх

Как проходит камеральная проверка

Последний раз обновлено:

Никакого специального решения для проведения камеральной проверки налоговикам выносить не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности.

Минфин России издал приказ от 2 июля 2012 года № 99н, которым утвержден административный регламент. Налоговые службы руководствуются им при оказании такой услуги, как:

1) бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

2) прием налоговых деклараций (расчетов).

Согласно этому административному регламенту, основанием для приема налоговых отчетов является представление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в инспекцию ФНС России по месту своего учета налоговых деклараций (расчетов):

  • в соответствии с Налоговым кодексом;
  • по установленной форме (установленному формату).

При этом ответственный налоговый инспектор обязан:

1) проверить у гражданина, непосредственно сдавшего налоговую декларацию (расчет), документ, удостоверяющий его личность.

Если отчетность подается через уполномоченного представителя – документ, подтверждающий его полномочие на представление налоговой декларации (расчета);

2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);

3) зарегистрировать отчет, представленный по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС России;

4) по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о приеме отчета и дату приема.

Кроме того, при приеме налоговых деклараций (расчетов), представленных на бумаге, а также в электронной форме по ТКС, проверяется наличие следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

  • полного наименования организации (ее обособленного подразделения – при наличии его наименования);
  • ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • вида документа: первичный (корректирующий);
  • наименования налогового органа;
  • подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Также в налоговой декларации (расчете), представленной в электронной форме по ТКС, проверяется подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подписавшего отчет.

Основания, по которым налоговая инспекция может отказать в приеме налоговой декларации (расчета), указаны в пункте 28 административного регламента. Их перечень является исчерпывающим. Так, не принять налоговую декларацию (расчет) могут, если:

  • отсутствуют документы, удостоверяющие личность гражданина, или он отказывается предъявить налоговому инспектору такие документы в случае представления отчета непосредственно этим гражданином;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия гражданина – уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) на представление отчета или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ упомянутого лица предъявить налоговому инспектору такие документы;
  • налоговая декларация (расчет) сдана не по установленной форме (установленному формату);
  • в налоговой декларации (расчете), представляемой на бумажном носителе, нет подписи руководителя (иного представителя – физического лица) фирмы (индивидуального предпринимателя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчете, а также печати организации;
  • в налоговой декларации (расчете), представляемой в электронной форме по ТКС, отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (иного представителя – физического лица) фирмы (индивидуального предпринимателя или его представителя). Либо данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным руководителя (иного представителя – физического лица) фирмы (индивидуального предпринимателя или его представителя);
  • налоговая декларация (расчет) подается в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием такого отчета.

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) перечисленных выше реквизитов, ответственный налоговый инспектор проинформирует вас о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Допустим, в налоговой декларации (расчете), сданной на бумаге, нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели так, что их невозможно однозначно прочесть. Тогда ответственный налоговый инспектор проинформирует вас о порядке заполнения отчета и выявленных недостатках, а также предложит устранить допущенные недостатки немедленно.

При вашем отказе устранить эти недостатки немедленно, или если их устранение в настоящий момент невозможно, ответственный налоговый инспектор примет налоговую декларацию (расчет) и зарегистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России. На титульном листе отчета он проставит отметку об ее приеме и дату приема с оттиском штампа «Требует уточнения».

Кроме того, на копии налоговой декларации (расчета) ответственный налоговый инспектор проставит:

  • отметку о приеме отчета и дате приема – по вашей просьбе;
  • штамп «Принята. Требует уточнения» – в обязательном порядке в целях вашего информирования о результатах приема налоговой декларации (расчета).

В случае невозможности расшифровать налоговую декларацию (расчет), которую вы направили в инспекцию в электронной форме по ТКС, вам отправят сообщение об ошибке.

Затем налоговики проверяют, все ли фирмы и предприниматели, состоящие на учете в инспекции, представили документы.

Следующий этап – изучение самой отчетности. В первую очередь налоговики проверяют математические расчеты и взаимоувязку различных форм.

Затем смотрят, обоснованно ли применены ставки налогов и льготы. На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса инспектор вправе затребовать документы и пояснения для обоснования права на льготу по налогам.

С 1 января 2017 года Законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ в статью 88 введен пункт 8.6, на основании которого плательщики взносов будут предоставлять по запросу налоговиков обоснования для применения льготных тарифов по взносам и освобождения от взносов отдельных видов выплат в пользу работников.

Далее сопоставляют отчетные данные с прошлогодними показателями, с информацией о вас из других источников и с данными по аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить «подозрительные» фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Продолжительность камеральной проверки – три месяца со дня представления отчетности.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы предъявления дополнительных документов. Но из этого правила есть исключения.

Например, если вы просите возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от вас дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такие документы и пояснения нужно представить в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения к декларации могут потребоваться и после того, как налогоплательщик представил «уточненку», в которой уменьшена сумма налога по сравнению с первичной декларацией. В данном случае пояснения нужны для обоснования изменений в декларации.

Также налоговики могут потребовать пояснения при проверке налоговой декларации, в которой заявлен убыток. Здесь придется обосновывать размер убытка.

И наконец, налоговики вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет. Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы. А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты этих налогов. В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Во всех этих случаях организации и предприниматели, обязанные сдавать декларацию по НДС в электронной форме, должны отправить пояснения также в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если такие пояснения будут отправлены на бумаге, они не считаются представленными. Это правило действует с 1 января 2017 года (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В целях реализации этих требований приказом от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@ ФНС России утвердила формат направления пояснений к декларации по НДС в электронной форме.

Заметим, что представлять пояснения в электронной форме нужно пока только в отношении НДС. При проверке деклараций по другим налогам формат представления пояснений может быть на бумажном носителе.

С 2015 года налоговики получили право истребовать также счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Такое истребование будет правомерным в случаях:

  • если выявлены противоречия в этих сведениях;
  • если выявлены несоответствия этих сведений, сведениям об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим лицом;
  • если выявлены несоответствия этих сведений, сведениям, содержащимся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в инспекцию.

Однако истребовать документы инспекция будет вправе только если выявленные ею противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы к возмещению.

Если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, то камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе данных вновь поданной уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). При этом все документы, если они были запрошены ранее, должны быть представлены в налоговый орган в 5-тидневный срок. Иначе вас могут оштрафовать за несвоевременное представление документов по статье 126 Налогового кодекса (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2015 г. № А65-23543/2014).

Если уточненную декларацию вы представите после составления акта камеральной проверки (то есть фактически после ее окончания), то избежать «наказания» по первичной декларации вы не сможете. Инспекторы обязаны провести все мероприятия налогового контроля и вынести все решения по составленному акту (Письмо ФНС России от 20 ноября 2015 г. № ЕД-4-15/20327). Моментом окончания камеральной налоговой проверки следует считать дату, указанную в акте налоговой проверки, экземпляр которой вам вручили инспекторы.

Пример

Налоговики запросили у ООО расшифровку сумм, указанных в уточненной декларации по налогу на прибыль. Компания это требование проигнорировала. Инспекторы решили, что фирма не подтвердила заявленные расходы, предложили ей уплатить налог на прибыль в размере около 10 000 000 руб. и штраф за его неуплату в размере около 2 000 000 руб. Организация с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи приняли сторону фирмы, заметив, что по закону в ходе камеральной проверки компания не обязана представлять дополнительные документы, подтверждающие «налоговые» расходы.

Имейте в виду: если инспекторы обнаружат в декларациях (расчетах) какие-либо ошибки, несоответствия или противоречия, они потребуют пояснений. Представить пояснения нужно в течение пяти рабочих дней после того, как вам сообщили о неточностях. При этом вы можете по собственной инициативе отправить в инспекцию выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или другие дополнительные документы. Вместо пояснений контролеры могут потребовать внести исправления в декларации (расчеты).

С 1 января 2014 года инспекторы могут также потребовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения, которые обосновывают:

  • изменение соответствующих показателей – при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), где уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом;
  • размер полученного убытка – при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), где заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

В свою очередь, представляющий пояснения налогоплательщик вправе дополнительно направить в налоговую службу выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Основания – пункты 3 и 4 статьи 88 в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ.

Допустим, налогоплательщик сдал уточненную налоговую декларацию (расчет) по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи. И в этом налоговом отчете по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом):

  • уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;
  • или увеличена сумма полученного убытка.

Тогда инспекторы при проведении камеральной налоговой проверки на основе этого уточненного налогового отчета могут истребовать у налогоплательщика:

  • первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);
  • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Такое право у налоговых инспекторов появилось с 1 января 2014 года (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, в названных ситуациях налоговики могут потребовать предоставить в течение пяти дней пояснения, обосновывающие соответствующие изменения в декларации, или документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Однако если в уточненной декларации отсутствуют ошибки и расхождения с данными первичной декларации, то инспекторы не имеют права требовать у налогоплательщика первичные учетные документы и пояснения. На это указал Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 15 июля 2015 года № А56-38870/2014.

Если в рамках налоговых проверок у вас запросили поясняющие документы, вы можете их отправить в адрес инспекции как в бумажном виде, так и по электронным каналам связи, а также через личный кабинет налогоплательщика. Листы документов, представляемых налоговому органу в бумажном виде, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Документы, составленные в электронном виде должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица его представителя (п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ).

Обратите внимание, что с 1 января 2017 года при проведении камеральной проверки декларации по НДС, сданной в электронном виде, представить пояснения вы должны будете также в электронном виде. Пояснения на бумаге будут считаться не представленными (Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ).

Иногда, чтобы дать пояснения, бухгалтер вынужден прийти в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Вызывают его налоговики, как правило, по телефону, хотя по закону должны направить письменное уведомление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@.В этом уведомлении должна быть подробно указана конкретная цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Например, для дачи пояснений по вопросу применения ставки налога на прибыль 0%.

Если уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган направляется с целью вручения решения по налоговой проверке, то эта цель также должна быть указана в документе. При этом в уведомлении может отсутствовать информация о том, какое конкретно решение будет вручено представителю налогоплательщика.Это не будет считаться нарушением прав налогоплательщика (письмо от 9 октября 2015 г. № ЕД-4-2/17621).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества налоговые инспекторы могут:

1) истребовать у него сведения:

  • о периоде его участия в таком договоре;
  • о приходящейся на его долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

2) использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налоговой службы (п. 8.2 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в общем порядке на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы;
  • других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налоговой службы.

Налоговые инспекторы могут истребовать у ответственного участника копии тех документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговой службе представляет ее ответственный участник (п. 11 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки декларации по налогу на прибыль налогового агента налоговая инспекция также может запрашивать дополнительные документы. Сделать это можно в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам российских организаций. Перечень документов, которые инспекция вправе истребовать, приведен в статье 310.2 Налогового кодекса. Он включает в себя документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Если у налогового агента нет необходимых документов, то он направляет запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам. Кроме того, эти документы могут быть запрошены налоговой инспекцией у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Истребованные документы нужно представить в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев со дня получения требования.

Если иностранная организация отказалась предоставить документы, то на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль этой организации. Налоговые санкции к нему в этом случае тоже не применяются.

С 2015 года налоговые инспекции получили право проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Это станет возможным, если:

  • представлена декларация, в которой заявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении сумм налога, подлежащих уплате, или о завышении сумм налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Риск-ориентированный подход при камеральных проверках НДС

Когда налоговики проводят камеральные проверки деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы, они запрашивают у фирм пояснения в виде документов. Эти документы должны подтверждать право на льготу по НДС (п. 6 ст. 88 НК РФ).

В письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ ФНС России заявила, что будет применять риск-ориентированный подход при камеральных проверках деклараций по НДС, в которых заявлены налоговые льготы. По сути это означает выборочный контроль операций. Иначе говоря, контролю будут подвергаться не все льготные операции по НДС, а только не облагаемые налогом по пунктам 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса, и те, в которых заявлены льготы, определяемые с учетом пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса и пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.

Поскольку применение освобождения от НДС сопряжено с высокой степенью риска недоплаты налога в бюджет, уровень такого риска присваивает информационная система АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих камеральных проверок налоговых деклараций.

По каждому коду операций, по которому фирма применила налоговые льготы, инспекция на основании статьи 93 Налогового кодекса вправе требовать пояснения. Для сокращения объема предоставляемых документов ФНС разработала рекомендованную форму специального реестра документов. Это таблица, в которую, среди прочего, вносятся:

  • код льготируемой операции. Он указывается в соответствии с приложением № 1 к порядку заполнения декларации по НДС;
  • сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);
  • наименование контрагента;
  • тип, номер и дата подтверждающего документа.

Форма реестра приведена в Приложении 1 к письму ФНС России от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@.

Впоследствии в письме от 5 июня 2017 г. № ЕД-4-15/10574 налоговое ведомство рекомендовало налоговикам на местах использовать форму требования о представлении пояснений по операциям, в отношении которых применена льгота по НДС. В качестве пояснений налогоплательщики могут представить также перечень и формы типовых договоров, применяемых при осуществлении льготных операций.

На основании информации, содержащейся в представленных реестре или требовании, налоговая инспекция запрашивает документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Этот алгоритм приведен в Приложении 2 к письму. При этом налоговики могут истребовать не менее 50% установленных документов – по самым крупным суммам льготируемых операций.

К факторам, определяющим, насколько доскональной будет «камералка» (насколько велик будет объем подлежащих истребованию документов), относятся, в частности:

  • представление реестра документов, подтверждающих применение льготы по НДС;
  • отсутствие налоговых нарушений;
  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций и т.д.

К реестру организация должна приложить перечень и формы типовых договоров, которые она использует при осуществлении льготных операций.

Если организация не представит реестр или подаст его не по рекомендуемой форме, то предложенный в письме риск-ориентированный подход не действует, и ИФНС проведет полный контроль, а не выборочный. Налоговики затребуют документы, которые касаются всех льгот, заявленных в декларации по НДС.

Поэтому фирмам, которые применяют льготы по НДС, выгодно подготовить реестр подтверждающих документов по рекомендованной ФНС форме. В этом случае при камеральной проверке декларации по требованию инспекции понадобится подавать меньше документов.

Далее приведены:

  • пример заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот (Приложение 1);
  • порядок определения объема истребуемых документов (Приложение 2);
  • пример расчета объема истребуемых документов (Приложение 3).

*не отражение в налоговых декларация по НДС, налоговой льготы по конкретному коду операции в течении трех налоговых периодов подряд предшествующих проверяемому

**В случае, если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%

*** В случае, если количество Документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции составляет менее 30, Документы истребуются в полном объеме



Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 4 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним