.
^ Наверх

Земельный налог

Последний раз обновлено:

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При установлении земельного налога местные власти определяют налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), а для налогоплательщиков-организаций - порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть также определены для отдельных категорий налогоплательщиков:

  • налоговые льготы;
  • основания и порядок их применения;
  • размер не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Также своим решением они могут устанавливать или не устанавливать на своих территориях отчетные периоды по земельному налогу. В первом случае налогоплательщики-организации должны в течение года исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу. Во втором случае налог платят единовременно за весь год.

Плательщики земельного налога

Плательщики земельного налога – это те фирмы, у которых есть определенные земельные участки, как правило, на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования.

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:

  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды.

Согласно статье 45 Земельного кодекса прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком происходит в случаях если:

  • в принудительном порядке прекращено право пользования земельным наделом (при ненадлежащем использовании земельного участка, порче, неиспользовании земельного участка);
  • если землепользователь добровольно отказался от принадлежащего ему права на земельный участок, подав соответствующее заявление в орган государственной регистрации.

Лица, которые освобождены от обложения земельным налогом, перечислены в статье 395 Налогового кодекса, например, это:

  • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Объект обложения земельным налогом

Под обложение земельным налогом попадают участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не облагаются земельным налогом земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. То есть те, что находятся в федеральной собственности и заняты государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, войска и воинские формирования, объектами организаций федеральной службы безопасности; органов госохраны и т.д.;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость земельных участков-объектов налогообложения (ст. 390 НК РФ). Ее определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления такой стоимости проводят государственную кадастровую оценку земель.

Если земельный участок образован в течение календарного года, тогда налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Фирмы определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

На период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года для целей налогообложения земельным налогом должна применяться наименьшая кадастровая стоимость земельного участка, определенная за период по состоянию на 1 января 2014 года, 1 января 2015 года, 1 января 2016 года, 1 января 2017 года. Это предусмотрено статьей 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ (см. письма Минфина от 3 ноября 2016 г. № 03-05-06-02/64420, от 13 октября 2016 г. № 03-05-05-02/59791).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется в отношении как вновь учтенных объектов недвижимости, так и в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, если произошло изменение их количественных или качественных характеристик (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее - Закон № 135-ФЗ).

Другими словами, кадастровая стоимость земельных участков определяется в случаях:

  • образования нового земельного участка;
  • изменения площади земельного участка;
  • изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
  • включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.

Кадастровая стоимость земельных участков в перечисленных выше случаях определяется Росреестром.

В общем случае сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Но в некоторых случаях – в особом порядке (ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ):

  • в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости - с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку;
  • в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда - с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П указал: правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства. То есть при определении момента вступления акта субъекта в силу необходимо исходить из функции «кадастровой стоимости», и если она применяется для налоговых целей, использовать положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). То есть платить налог с новой налоговый базы нужно только со следующего налогового периода, за исключением двух случаев:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • при изменении кадастровой (реестровой) стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Увеличение и уменьшение кадастровой стоимости в результате изменения в течение налогового вида разрешенного использования земельного участка периода исключением из общего правила не является.

Обратите внимание: если кадастровая стоимость участка увеличена или уменьшена в результате изменения в течение года вида разрешенного использования земли, то новую стоимость следует учитывать при расчете земельного налога только со следующего года (письмо Минфина России от 17 августа 2015 г. № 03-05-05-02/47450). Это подтвердил и ВС РФ (Определение от 21 сентября 2015 г. № 304-КГ15-5375).

Такого исключения, как изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки в течение налогового периода статьей 391 Налогового кодекса также не предусмотрено (Письмо Минфина России от 21 июля 2016 г. № 03-05-04-02/42811).

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ведущая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

Кадастровая (реестровая ошибка) - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином установленном порядке (ч. 1, 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной Росреестром, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, новые сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как оспорить кадастровую стоимость участка

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости для юридического лица предполагает следующий порядок действий:

  • определить (оценить) размер рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;
  • оспорить кадастровую стоимость участка в досудебном порядке, что предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - один месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Заметим, что обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд возможно в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.

По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу через месяц после вынесения решения.

Следует также помнить, что уточненную налоговую декларацию по земельному налогу в случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Максимальное значение может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5  (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ). Дифференциация налоговых ставок производится  в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливают:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:

  • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.

В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).

Декларация по земельному налогу

Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/696@. В приложении 1 к данному приказу приведена форма налоговой декларации, а в приложении 3 дан и порядок ее заполнения.

Индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые им направляет инспекция. Таким образом, для них отменена обязанность представлять декларации по земельному налогу. Однако терять бдительности не стоит: если общая сумма налогов, исчисленных инспекцией, составит менее 100 рублей, то налоговое уведомление направлено не будет (п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

Декларацию за отчетный год необходимо представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Обратите внимание: квартальные расчеты по земельному налогу представлять не нужно. А вот уплачивать авансовые платежи налогоплательщики обязаны.

При методе начисления суммы авансовых платежей можно включить в прочие расходы в день начисления, при кассовом методе - на дату платежа (письмо Минфина России от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254).

Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Причем, если на территории одного муниципального образования у фирмы есть несколько участков, подать следует только один отчет.

Декларацию плательщики представляют в инспекцию лично или через представителя, направляют в виде почтового отправления с описью вложения или передают по телекоммуникационным каналам связи.

Существует два варианта представления декларации на бумажном носителе:

  • с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата;
  • с использованием двумерного штрих-кода.

При отправке по почте днем представления в инспекцию считают дату отправки, указанную на почтовой квитанции и штемпеле на конверте. При передаче по телекоммуникационным каналам связи – это дата отправки, подтвержденная кваитанцией налоговой инспекции о приеме.

Если вы не вовремя подадите декларацию, вас оштрафуют. Размер штрафа установлен статьей 119 Налогового кодекса.

Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи декларации, но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Декларация по земельному налогу состоит из:

  • титульного листа;
  • раздела 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».

В таком составе декларацию должны сдавать все налогоплательщики.

В каждой строке и соответствующей ей графе декларации указывают только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке соответствующей графы ставят прочерк.

Все значения стоимостных показателей декларации указывают в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасывают, а 50 копеек и более округляют до полного рубля.

Прежде всего заполняют раздел 2. Затем данные из него переносят в раздел 1 декларации. Титульный лист можно заполнить в последнюю очередь.

Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 2 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним