.
^ Наверх
На странице
Развернуть

Налог на имущество

Последний раз обновлено:

Налог на имущество организаций платят фирмы, у которых есть имущество, относящееся к объектам налогообложения.

Для российских организаций, это движимые и недвижимые активы, которые они учитывают на балансе в качестве основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В число этого имущества входят также объекты, переданные во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, это движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению (п. 2 ст. 374 НК РФ).

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, это находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Иностранные организации в целях уплаты налога на имущество организаций должны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении условий:

  • он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • он предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • он не предназначен на продажу;
  • он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с письмом Минфина России от 22 марта 2015 г. № 07-02-10/29 указанные условия не увязывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него. Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Таким образом, для налогообложения объект должен обладать признаками основного средства. Факт государственной регистрации прав на него значения не имеет (письмо Минфина России от 1 октября 2015 г. № 03-05-05-01/56284).

Следовательно, могут признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (письмо Минфина РФ от 16 марта 2016 г. № 03-05-05-01/14575).

Не важно с точки зрения налогообложения также и то, имеется или нет разрешение на ввод в эксплуатацию основного средства. Ведь оно только свидетельствует о том, что объект соответствует проекту и строительным нормам и правилам.

Пример. Признание объекта обложения налогом на имущество организаций

Компания оспорила в суде решение налоговой инспекции о доначислении налога на имущество по объекту, не имеющему разрешения на ввод в эксплуатацию.

Суд установил, что первоначальная стоимость объекта была сформирована. С момента регистрации обособленного подразделения здание использовалось в коммерческой деятельности. Факт эксплуатации здания подтвержден объявлением на сайте компании об открытии технического центра, расположенного в нем. Кроме того, были оплачены счета за коммунальные услуги (газ, электроэнергия), связь и интернет.

Получение указанного разрешения зависит от волеизъявления владельца. На налоговые последствия этот факт не влияет.

Суд признал, что для налогообложения важно наличие у объекта признаков основного средства (постановление АС Поволжского округа от 21 октября 2015 г. по делу № А55-29500/2014).

Покупатель должен принять объект к учету при фактическом получении. А исключается (в целях бухучета) объект из состава основных средств в момент фактического выбытия. До госрегистрации выбытия рекомендуется учитывать имущество на счете 45 «Товары отгруженные» (субсчет «Переданные объекты недвижимости»). При этом необходимо подтвердить передачу объекта, используя передаточный акт или другой документ о передаче (например, договор купли-продажи (письмо Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 03-07-11/74052).

С арендуемого имущества, учитываемого арендатором на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», арендатор не должен платить налог на имущество. Это должен делать арендодатель, поскольку переданное в аренду имущество учитывается в качестве основных средств на его балансе (Письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-05-01/30390).

В случае сноса объекта недвижимости платить налог на имущество нужно до даты регистрации прекращения права собственности на объект (Письмо ФНС России от 8 июля 2016 г. № БС-4-11/12327@).

Объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению у их собственника или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Право собственности прекращается:

  • при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности;
  • в случае гибели или уничтожении имущества;
  • при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Госрегистрация прав осуществляется в заявительном порядке (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Значит, для внесения записи о регистрации прекращения права собственности на объект в связи с его ликвидацией в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) нужно заявление собственника. То же и при снятии с кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (п. 6 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Таким образом, исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимости производится до даты регистрации прекращения права собственности на этот объект (в том числе на жилые дома и жилые помещения).

Какое имущество не является объектом налогообложения

Не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ):

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством РФ предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ. Это недолговечное имущество со сроками службы от одного года до двух лет включительно (первая группа) и от двух до трех лет включительно (вторая группа).

В Письме Минфина России от 25 мая 2016 г. № 03-05-05-01/29904 разъяснен вопрос об освобождении от обложения налогом на имущество помещения, расположенного в здании, относящемся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ федерального значения.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий. Они представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, поскольку являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

При этом согласно статье 4 указанного Закона объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

Поэтому если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение, учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в силу подпункта 3 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

Движимое имущество

Движимое имущество, принятое на баланс в качестве основных средств с 1 января 2013 года, освобождается от налога на имущество организаций. С 2018 года такое освобождение будет возможно только в случае принятия субъектом РФ соответствующего закона (п. 25 ст. 381, ст. 381.1 НК РФ).

Организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

Если принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств, указанное ограничение в части невозможности применения льготы после перевода этого имущества в состав основных средств не действует (письмо ФНС России от 18 апреля 2016 г. № БС-4-11/6740).

Пример. Начало действия льготы по налогу на имущество

Организация получила от взаимозависимого лица молодняк животных. По правилам бухгалтерского учета он отражается на счете 11 «Животные на выращивании и откорме». После перевода животных в основное стадо они отражаются в составе основных средств. После такого перевода организация сможет применять льготу по налогу на имущество организаций в общем порядке.

Обратите внимание: Минфин России в письме от 9 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5111 разъясняет, что приведение наименования организации в соответствие с Гражданским кодексом нельзя рассматривать в качестве реорганизации. А значит, нет оснований для отказа в применении льготы по налогу на имущество, в случае когда движимое имущество было принято на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года. Лишается льготы с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в течение 2013 - 2014 годов, в результате реорганизации.

Льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, может применяться, даже если имущество получено от муниципалитета (письмо Минфина РФ от 6 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5030). Обоснование – пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций. Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса (письмо ФНС РФ от 13 марта 2015 года № ЗН-4-11/4037).

С 1 января 2017 года в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года, не применяются установленные НК РФ ограничения льготы по налогу в отношении движимого имущества (письмо ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ПА-4-21/25457@).

Многолетние насаждения относятся к основным средствам (п. 5 ПБУ 6/01). Когда они могут быть признаны движимым имуществом? Движимым или недвижимым имуществом являются многолетние насаждения, высаженные, к примеру, в целях благоустройства? Разъяснения дал Минфин России в письмах от 11 января 2017 г. № 03-05-05-01/313 и № 03-05-05-01/314.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены в статье 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К ним прямо отнесены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Заметим, что пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» слова «леса, многолетние насаждения» из пункта 1 статьи 130 ГК РФ были исключены. В соответствии с пунктом 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

По мнению Минфина РФ, в отношении многолетних насаждений требуется еще одно уточнение.

Если с учетом конкретных обстоятельств перемещение многолетних насаждений, посаженным на арендованных земельных участках, не наносит несоразмерный ущерб их назначению, то они могут быть признаны движимым имуществом. И в этом случае они могут быть освобождены от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ, если были приняты на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 года.

Когда льгота не действует

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года по договору комиссии, заключенному со взаимозависимым лицом - комиссионером, заказчик вправе применить льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ. Льгота не действует, если третье лицо (поставщик) является взаимозависимым по отношению к комиссионеру и (или) к заказчику (Письмо Минфина России от 3 ноября 2016 г. № 03-05-05-01/64423).

В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу. Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом 25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.

Как отражать в декларации движимое имущество

Например, организация в конце 2016 года приобрела у не взаимозависимых лиц и ввела в эксплуатацию движимое имущество:

  • со сроком службы 36 мес. (2 группа);
  • со сроком службы 60 мес. (3 группа).

Вопрос: как это движимое имущество отражать в налоговой декларации по налогу на имущество?

Ответ: движимое имущество 2 группы не является объектом налогообложения. Его в налоговой декларации отражать не нужно (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Движимое имущество 3 группы отражается как льготируемое (п. 1 ст. 373, п. 25 ст. 381, ст. 386 НК РФ). В обоих случаях налог на имущество организаций в отношении упомянутого имущества не уплачивается.

Налоговая база

Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) рассчитываются исходя из установленной в отношении того или иного объекта налогообложения налоговой базы. В качестве базы для расчета налога на имущество организаций может быть среднегодовая стоимость основного средства или кадастровая стоимость объекта.

1. Среднегодовая (средняя) стоимость основных средств, которая рассчитывается исходя из остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухучета.

Если остаточная стоимость включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом (оценочных резервов, формируемых в бухучете), его остаточная стоимость для целей налога на имущество определяется без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ в редакции Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).

2. В отношении отдельных объектов недвижимого имущества при расчете налога применяется их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода (п.1 ст. 378.2 НК РФ). К таким объектам относятся:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • недвижимое имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Если жилой дом зарегистрирован в ЕГРН и имеет кадастровую стоимость, в этом случае его новый владелец обязан платить налог на имущество.

Обратите внимание: отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой, так и торговый центр, если не менее 20% общей площади такого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по налогу на имущество определяется как (Федеральный Закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ):

  • кадастровая стоимость, утвержденная в составе результатов тура государственной кадастровой оценки;
  • кадастровая стоимость, определенная в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик;
  • кадастровая стоимость, установленная в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в рамках рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Власти субъекта РФ должны не позднее 1 числа очередного налогового периода определить перечень объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту их нахождения и разместить информацию на официальном сайте субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) (письмо Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-04-01/51779). Если это не сделано в установленный срок, собственник объекта недвижимости будет вправе исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не из кадастровой стоимости.

Перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, составляется единоразово не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Добавлять в него новые здания после начала налогового периода не допускается (Письмо ФНС РФ от 16 октября 2015 г. № БС-4-11/18050@).

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта на очередной (следующий) налоговый период (абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Если объект был включен в перечень ошибочно, что признано судом (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости), он подлежит исключению из перечня, определенного на соответствующий налоговый период. Информация об этом должна быть обязательно размещена на официальном сайте налоговой службы или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень). По исключенным из перечня объектам налоговую базу определяют исходя из среднегодовой стоимости.

Вновь образованный объект недвижимого имущества (например, при разделении одного на два) подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Начислять налог по таким объектам нужно начинать до включения в перечень, утверждаемый субъектом РФ (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ установлено, что перечень административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), нежилых помещений, облагаемых по кадастровой стоимости, формируется не только на основании сведений о назначении, но и о разрешенном использовании или наименовании соответствующих объектов по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Этим же законом с 2017 года изменен порядок уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости, если сведения об имуществе не внесены в реестр до 1 января (подп. «е» п. 57 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ). В связи с этой поправкой по объектам недвижимости, не включенным в региональные перечни до 1 января, уплачивать налог по кадастровой стоимости нужно только со следующего года. В отношении жилых помещений налог на имущество по кадастровой стоимости нужно платить вне зависимости от того, когда их включили в соответствующий перечень.

Унитарные предприятия, которым были переданы в хозяйственное ведение объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость (имущество торгово-офисного назначения), до 1 января 2016 года платили по ним налог исходя из среднегодовой стоимости. С 1 января 2016 года им вменили в обязанность исчислять налог по такому имуществу исходя из среднегодовой стоимости (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ).

Особенности налогообложения жилых домов

Жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости, если учтены на балансе не счетах 01 или 03, а на других, например, на счете 41 "Товары" (письмо Минфина РФ от 16 марта 2016 г. № 03-05-05-01/14575) или на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", если объекты учтены в ЕГРН и в отношении этих объектов определена кадастровая стоимость (письмо Минфина РФ от 12 января 2017 г. № 03-05-05-01/432).

Заметим, что жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество организаций независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 НК РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то, что это не основное средство, такое помещение может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость. Если объект учтен в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении этого объекта определена кадастровая стоимость, он подлежит обложению налогом на имущество организаций.

Аналогичный подход Минфин рекомендует применять к приобретенным жилым домам и помещениям, учитываемым на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Например, организация приобрела по договору купли-продажи объект недвижимости — жилой дом, для последующего его сноса и строительства торгового центра. Было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект. Но сразу организация по определенным причинам не может приступить к сносу. Например, в договоре есть пункт о «третьих лицах», которые проживают в данном доме на правах пользования до установленной даты. До этой даты организация не вправе осуществлять снос данного жилого дома.

Если приобретенный жилой дом не будет использоваться для предпринимательских целей до предполагаемой даты сноса, например, сдаваться в аренду, то объект не отвечает вышеназванным критериям признания актива в качестве объекта основных средств.

Затраты на приобретение жилого дома в приведенной ситуации следует учитывать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств»). Они являются долгосрочными инвестициями и формируют первоначальную стоимость будущего объекта (п.п. 2.1, 2.3, 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160).

Как облагать отдельные составные части объекта

Налоговой базой по налогу на имущество организаций в общем случае является среднегодовая стоимость имущества, определяемая по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Отдельные объекты, перечисленные в статье 378.2 НК РФ (в частности, торговые центры), облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости (при условии, что законом субъекта РФ данный конкретный объект включен в перечень таких объектов и по нему определена кадастровая стоимость на следующий налоговый период (п. 2 ст. 375 НК РФ)).

Состав объекта недвижимого имущества (торговое здание, комплекс) определяется исходя из технического паспорта, в соответствии с которым в состав сооружения входят основное сооружение (навес) и отдельные части строения и пристроек. Если все это учтено в кадастровой стоимости сооружения, то налог на имущество организаций начисляется в отношении общей базы исходя из кадастровой стоимости. Если дополнительные отдельные части строения и пристроек сооружения не учтены в кадастровой стоимости сооружения, то они подлежат налогообложению исходя из остаточной стоимости объектов основных средств.

Таким образом, налог на имущество по пристройке к зданию платить не придется, если этот дополнительный объект учтен в кадастровой стоимости здания, и данные о нем включены в техпаспорт здания (письмо Минфина России от 13 октября 2016 г. № 03-05-05-01/59778).

Корректировка налоговой базы

С 1 января 2015 года введена возможность корректировки налоговой базы для налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;
  • при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ изменение кадастровой стоимости разрешено учитывать при определении налоговой базы в налоговом периоде, в котором была допущена ошибка, независимо от того, какая она - техническая, методологическая, реестровая.

В письме ФНС России от 27 января 2017 г. № БС-4-21/1362 разъяснено, что если в середине года комиссия по рассмотрению споров изменила кадастровую стоимость объекта, пересчитать налог на имущество организаций придется за весь год исходя из новых данных. Если изменение произошло в сторону увеличения, то придется доплатить и авансы. Пеней не будет, если авансы были перечислены вовремя.

Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости

Объект не является основным средством

Если объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, но правомерно учтен на балансе организации в качестве товара или вложения во внеоборотные активы, то обложению налогом на имущество он не подлежит (письмо ФНС РФ от 6 июня 2014 г. № БС-4-11/10837@).

Возникновение или прекращение права собственности на объект

В случае возникновения или прекращения у налогоплательщика в течение налогового или отчетного периода права собственности на объекты недвижимого имущества, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента. Его определяют как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом или отчетном периоде (п. 5 ст. 382 НК РФ). Согласно Закону от 29 декабря 2015 г. № 396-ФЗ за полный месяц в целях определения коэффициента владения для расчета налога на имущество организаций принимается месяц, в течение которого собственник владел объектом более 15 дней.

Если право собственности на объект возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц (возникновения или прекращения указанного права) при определении коэффициента владения не учитывается.

Это прописано в абзацах 2 и 3 пункта 5 статьи 382 НК РФ. Однако следует обратить внимание, что данное правило применяется только к правоотношениям, возникшим начиная с 1 января 2016 года, и обратной силы не имеет (письмо ФНС России от 7 июля 2016 г. № БС-4-11/12195@).

Поэтому, если объект недвижимости, который включен в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, был разделен в 2015 году, месяц, когда произошел раздел, учитывается и при расчете налога в отношении вновь образованных объектов, и разделенного объекта.

Инженерные сети и системы в составе здания

Если здание облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, то сети и системы инженерно-технического обеспечения (движимое имущество), являющиеся неотъемлемой частью здания (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухучета), подлежат обложению данным налогом в составе этого здания, а не как отдельные инвентарные объекты (письмо Минфина России от 3 декабря 2015 г. № 03-05-05-01/70618).

Инвентарный объект – единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет. При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Но здание – это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности). Такое определение следует из Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Если в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций применяется кадастровая стоимость, то являющиеся неотъемлемой частью здания инженерно-технические сети и системы (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета), указанные в составе проектной документации, предусмотренной Законом № 384-ФЗ, подлежат налогообложению в составе этого здания.

Железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющихся их неотъемлемой технологической частью не поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Они являются самостоятельными объектами кадастрового учета. К ним применяются налоговые ставки, указанные в пункте 3 статьи 380 НК РФ. Налоговая база в отношении этих объектов определяется исходя из балансовой (остаточной) стоимости объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-05-01/30114).

Налог платят не дожидаясь госрегистрации объекта

Если объект недвижимости отражен в бухучете как основное средство и включен в перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, то налог придется заплатить, не дожидаясь госрегистрации права собственности на этот объект. К такому выводу пришел Минфин в письме от 25 ноября 2015 г. № 03-05-04-01/68419.

Дело в том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций зависит от кадастровой стоимости, власти субъекта РФ составляют единоразово, не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. ст.78.2 НК РФ). Соответственно, объекты недвижимости, включенные в «кадастровый» перечень и учтенные в качестве объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета, независимо от наличия государственной регистрации прав на них облагаются налогом на имущество.

Разделение объекта

Если в течение налогового периода недвижимость, включенная в перечень и облагаемая налогом исходя из кадастровой стоимости, была разделена на два (или несколько) отдельных объекта, вновь образованные объекты также подлежат налогообложению по кадастровой стоимости до включения в перечень, формируемый Росреестром. Она определяется на дату постановки объектов на государственный кадастровый учет. В перечень новые объекты будут включены в установленном порядке. А до того записи о них вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимым имуществом, по ним открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами (п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (письмо ФНС РФ от 2 марта 2016 г. № БС-3-11/852@). С 1 января 2017 года это стало законодательной нормой - п. 10 ст. 378.2 НК РФ, введенной Федеральный законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ.

Жилые помещения у плательщика УСН

В письме Минфина РФ от 11 марта 2016 г. № 07-01-09/13596 разъяснены особенности обложения налогом на имущество жилых помещений у организации, применяющей УСН. Применение организациями УСН освобождает их от уплаты налога на имущество, исчисляемого с налоговой базы в виде среднегодовой стоимости. Однако они обязаны платить налог в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Значит, если закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, принят, то:

  • налоговая база определяется как кадастровая стоимость по жилым домам и помещениям, которые не учитываются в бухучете в качестве основных средств, а учитываются, например, в качестве товара;
  • если организация приняла жилые помещения на учет в качестве основных средств, то плательщиком налога на имущество она не является.

Если же закон субъекта РФ не принят, то жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, налогом на имущество организаций не облагаются.

Когда применять наименьшую кадастровую стоимость

Применять наименьшую кадастровую стоимость недвижимости, полученной с 1 января 2014 года или с 1 января года, в котором впервые кадастровая стоимость начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась, можно с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года. Эта особенность обложения налогом на имущество организаций «торговой» недвижимости установлена статьей 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Письмо ФНС России от 11 октября 2016 г. № БС-4-11/19238@). Решение о применении этого правила должно быть принято органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 года (Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ). В отношении "Торговой недвижимости" иностранных организаций налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость начиная с 2014 года. Таким образом, для имущества иностранных организаций датой применения наименьшей кадастровой стоимости является 1 января 2014 года, а для других объектов, указанных в статье 378.2 НК РФ, – 1 января года, указанного в законе субъекта РФ (вне зависимости от даты включения конкретного объекта недвижимости в перечень объектов административно-делового и торгового назначения). Это разъяснение Минфина России, данное в письме от 30 сентября 2016 г. № 03-05-04-01/57212, доведено ФНС РФ до территориальных налоговых инспекций для применения в работе.

Увеличение кадастровой стоимости комиссией

В письме Минфина России от 31 января 2017 г. № 03-05-03-01/4713 разъяснена ситуация, когда по объекту, налоговая база по которому исчисляется от кадастровой стоимости, решением комиссии была увеличена кадастровая стоимость.

По недвижимости налог (авансовые платежи), исчисленный исходя как из балансовой, так и из кадастровой стоимости, уплачивается по реквизитам ИФНС по месту нахождения имущества (п. 1 ст. 376, ст. 385 НК РФ). Налог за год и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные законом субъекта РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

По «торговой» недвижимости налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). В отношении такого имущества организация в течение налогового периода также может уплачивать авансовые платежи. Их сумма определяется по истечении отчетного периода (квартала) как одна четвертая кадастровой стоимости, умноженная на ставку налога (п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Но если кадастровая стоимость объекта была изменена в течение налогового периода на основании решения специальной комиссии или по решению суда, налоговую базу нужно пересчитать. Ведь в такой ситуации сведения об измененной стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта было подано, к примеру, в 2016 году, и она была изменена, то новая кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения с 1 января 2016 года.

Если авансовый платеж был перечислен своевременно, пени начисляться не будут. Их начисляют, если была допущена просрочка. Основания для начисления пеней в случае изменения кадастровой стоимости объекта не существует.

Ставка налога

Ставка налога на имущество устанавливается законом субъекта РФ. Ее максимальный размер - 2,2%. Ставка может дифференцироваться в зависимости от категории плательщика и имущества – объекта налогообложения (ст. 380 НК РФ).

По объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать (п. 3 ст. 380 НК РФ):

  • в 2013 году 0,4 процента;
  • в 2014 году - 0,7 процента;
  • в 2015 году - 1,0 процента;
  • в 2016 году - 1,3 процента;
  • в 2017 году - 1,6 процента;
  • в 2018 году - 1,9 процента.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждает Правительство РФ.

До 1 января 2035 года налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых одновременно выполняются следующие условия:

  • объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
  • объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
  • объекты принадлежат в течение всего налогового периода на праве собственности организациям, указанным в подпункте 1 пункта 5 статьи 342.4 настоящего Кодекса.

Перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждает Правительство РФ.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать:

  • в 2017 году - 1 процент;
  • в 2018 году - 1,3 процента;
  • в 2019 году - 1,3 процента;
  • в 2020 году - 1,6 процента.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, впервые принятых на учет в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2017 года, сумма налога исчисляется с применением коэффициента Кжд.

В течение шести налоговых периодов начиная с 1-го числа налогового периода, в котором соответствующее имущество было впервые принято на учет в качестве объекта основных средств, коэффициент Кжд принимается равным:

  • 0 - в течение первого налогового периода;
  • 0,1 - в течение второго налогового периода;
  • 0,2 - в течение третьего налогового периода;
  • 0,4 - в течение четвертого налогового периода;
  • 0,6 - в течение пятого налогового периода;
  • 0,8 - в течение шестого налогового периода.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Налог за год и авансовые платежи уплачиваются в сроки, установленные законом субъекта РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ). Как правило авансовые платежи платят в течение 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода. По итогам года налог платят не позднее 30 марта следующего года.

Согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н налог на имущество зачисляют в бюджет по следующим кодам:

Наименование платежа КБК для перечисления налога (сбора) КБК для перечисления пени по налогу (сбору) КБК для перечисления штрафа по налогу (сбору)
Налог на имущество организаций, не входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02010 02 1000 110 182 1 06 02010 02 2100 110 182 1 06 02010 02 3000 110
Налог на имущество организаций, входящее в Единую систему газоснабжения 182 1 06 02020 02 1000 110 182 1 06 02020 02 2100 110 182 1 06 02020 02 3000 110

Кто освобожден от налога на имущество организаций

Перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций, в отношении имущества, используемого ими для ведения уставной деятельности, является закрытым. В него входят (ст. 381 НК РФ):

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также созданные ими в качестве единственного собственника организации и учреждения, отвечающие установленным критериям по численности инвалидов и их доле в фонде оплаты труда и целям создания;
  • организации фармацевтической отрасли - производители ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации со статусом государственного научного центра;
  • организации (кроме судостроительных) имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны (в отношении имущества, учитываемого на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на ее территории и расположенного на этой же территории), в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
  • организации, получившие и подтверждающие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
  • организации - в отношении объектов имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600, которое вступило в силу 30 июня 2015 года. Одновременно отменено постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 308, которым был утвержден предыдущий перечень. В то же время в отношении поставленных на учет в период с 1 января 2012 года до 30 июня 2015 года вновь введенных объектов, указанных в Постановлении № 308, льгота по налогу на имущество сохраняется, если не истек трехлетний срок со дня постановки их на учет. Но только в случае, если они вошли в новый перечень (письмо Минфина РФ от 18 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/9212);
  • судостроительные организации - резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны:
    а) в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны;
    б) в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации - в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:
    а) имущество расположено во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;
    б) имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

С 2017 года согласно Федеральному закону от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ освобождение от налогообложения имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, действует в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Что касается энергоэффективной недвижимости, то она не льготируется по налогу на имущество организаций. Льготы предоставляются только в отношении товаров и оборудования, включенных в специальные перечни (Письмо Минфина РФ от 24 июня 2016 г. № 03-05-05-01/36886).

Организации освобождаются от налога на имущество в отношении двух групп энергоэффективного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ).

Первая - это вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600. Это оборудование различных отраслей промышленности и производств, имеющее в соответствии с технической документацией производителя индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ).

Вторая - это вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Это объекты по перечню из приложения к постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1222 (как российского производства, так и импортные).

В письме отмечено, что в обоих случаях речь идет о движимом имуществе (энергоэффективных товарах и оборудовании). В вышеназванных нормативных правовых актах недвижимость (здания и помещения) не поименована. В обоснование такого вывода приводится Определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2015 г. № 307-КГ14-7982.

Налог на имущество и специальные налоговые режимы

Фирмы, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) освобождены от налога на имущество организаций.

Фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из налоговой базы в виде среднегодовой стоимости имущества (ст. 346.11 НК РФ в редакции Закона от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ).

По некоторым видам деятельности фирма может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Со стоимости имущества, которое используется в этих видах деятельности, налог платить не нужно. С остального имущества налог платят в обычном порядке.

Фирма может использовать одно и то же имущество как в обычных видах деятельности, так и в переведенных на уплату ЕНВД. В этом случае налог платят только с части его стоимости. Эта часть пропорциональна выручке от обычной деятельности в общей выручке фирмы.

Организации, применяющие спецрежим в виде уплаты ЕНВД, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций по объектам, которые используются во «вмененной» деятельности, и налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости (п. 4 ст. 346.26 НК РФ в редакции Закона от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ).

Налог на имущество и совместная деятельность

Фирмы, которые участвуют в совместной деятельности (по договору простого товарищества), могут передать свое имущество в общее дело. Налог с такого имущества каждый участник рассчитывает и платит отдельно.

Фирмы также могут приобретать или создавать имущество в ходе совместной деятельности. Налог с этого имущества каждый участник определяет пропорционально стоимости своего вклада.

Данные об остаточной стоимости общего имущества и доле каждого участника в нем должен сообщать всем компаньон, который ведет учет общей деятельности. Делать это он должен не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог на имущество и обособленные подразделения

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, порядок расчетов по налогу на имущество имеет свою специфику.

Налоговая база формируется, налог уплачивается и декларация предоставляется:

  • по местонахождению организации - в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;
  • по месту нахождения организации – в отношении движимого имущества, если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс;
  • по местонахождению обособленного подразделения с балансом - в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения данного обособленного подразделения;
  • по местонахождению недвижимого имущества, если данное имущество находится вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения с балансом.

Последнее, пожалуй, является тем особым моментом, о котором не следует забывать. Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, которые находятся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого такого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество и налоговую декларацию по налогу на имущество.

Пример. Куда платить налог и отчитываться по объекту недвижимости

Организация находится в Москве, в г. Костроме имеет объект недвижимости.

В отношении недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество определяется, сумма налога (авансовые платежи по налогу) исчисляется и уплачивается, а декларации (расчеты по авансовым платежам) предоставляются по месту фактического нахождения данного имущества, в рассматриваемом случае - в г. Костроме.

Напомним, что признаками обособленного подразделения по налоговому законодательству являются (ст. 11 НК РФ):

  • обособленное подразделение территориально удалено от головной организации(находится по другому адресу);
  • в подразделении созданы рабочие места (в трудовых договорах с работниками указан адрес подразделения, а не головной организации);
  • подразделение реально работает (начало его работы соответствует началу работы первого принятого на работу сотрудника);
  • рабочие места в подразделении оборудованы организацией (оснащены всем необходимым);
  • рабочие места созданы на продолжительное время – на срок больше одного месяца (стационарные рабочие места);
  • количество рабочих мест – одно и более.

Отметим также, что за налоговую отчетность отвечает головная организация, поскольку обособленное подразделение, даже выделенное на отдельный баланс, не является юридическим лицом, а соответственно, не может быть и самостоятельным налогоплательщиком.

Имущество за пределами РФ

Налог на имущество по объекту недвижимости, расположенному за пределами РФ, уплаченному в другом государстве, можно зачесть при уплате налога в России. Если же налог в другом государстве не уплачивался, то в России его платят исходя из среднегодовой стоимости объекта и ставки налога, установленной законом субъекта РФ по месту нахождения организации (Письмо Минфина России от 25 мая 2016 г. № 03-05-05-01/29886).

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Статьей 385 НК РФ установлено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Российские организации, имеющие недвижимость за рубежом, могут платить налог в иностранном государстве, при этом имея возможность избежать двойного налогообложения при уплате налога в России путем зачета. Порядок проведения зачета указанных сумм регламентируется статьей 386.1 НК РФ.

Для зачета налога на имущество российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет и документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (п. 2 ст. 386.1 НК РФ). Эти документы подаются в налоговый орган по месту нахождения российского налогоплательщика вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ. Сумма к зачету не должна превышать размера налога на имущество, исчисленного в соответствии с российскими нормами. То есть уменьшается та сумма налога, которая рассчитана в отношении конкретного имущества.

К декларации вам нужно будет приложить:

1) заявление о зачете;

2) документ, подтверждающий уплату налога в иностранном государстве, заверенный налоговым органом этого государства.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме, поскольку никаких особых требований для него не утверждено.

Вот пример заполнения заявления о зачете налога на имущество, уплаченного в иностранном государстве.

Документ, подтверждающий уплату налога за рубежом, оформляется в соответствии с правилами иностранного государства. Особой формы российским законодательством для него также не установлено.

Он может быть будет составлен на иностранном языке, поэтому перед направлением его в налоговые органы необходимо перевести его на русский язык.

Официальные документы, исходящие от иностранных государств, должны быть легализованы (т.е. на данных документах должны быть засвидетельствованы подписи в качестве подлинных). Если же соответствующее иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, то на данных документах достаточно проставление апостиля.

Если налог на недвижимость в другом государстве не уплачивался, то налог на имущество уплачивается в сумме, исчисленной исходя из налоговой базы в виде среднегодовой стоимости и ставки налога, установленной законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса по месту нахождения организации в РФ.

Отчетность по налогу на имущество

Формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом от 31 марта 2017 года № ММВ-7-21/271@. Этот приказ официально опубликован 13 апреля 2017 года и вступает в силу через два месяца после официального опубликования. Приказ ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895, которым были утверждены формы налоговой отчетности по налогу на имущество организаций и порядок их заполнения, применяемые за налоговые периоды до 2016 года, утратил силу.

В первый раз сдать декларацию по налогу на имущество организаций по новой форме нужно будет по итогам 2017 года.

Ежеквартально нужно подавать в налоговую инспекцию налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество. Его нужно подать в течение 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).

По итогам года подают декларацию – не позднее 30 марта следующего за завершившимся налоговым периодом года (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Отчетность нужно предоставлять:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс;
  • по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;
  • по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
  • по месту постановки на учет в налоговом органе постоянного представительства иностранной фирмы;
  • по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Расчет авансовых платежей и декларация могут предоставляться как на бумажном носителе, так и в электронной форме через ТКС. Электронная форма обязательна для (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек;
  • вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает 100 человек.

Если вы не вовремя подадите декларацию, то вас оштрафуют. Размер штрафа – 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Налоговый и отчетный периоды по налогу на имущество

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ).

А отчетными периодами признаются:
  • I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года - для налога, который исчисляется от налоговой базы в виде балансовой стоимости (абз.1 п. 2 ст. 379 НК РФ);
  • I, II и III кварталы календарного года - для налога, который исчисляется от налоговой базы в виде кадастровой стоимости имущества (абз.2 п. 2 ст. 379 НК РФ).

Таким образом, при расчете налога на имущество действуют различные отчетные периоды. Это зависит от того, от какой налоговой базы исчисляется налог.

При заполнении «Налоговый период» титульного листа декларации следует указывать коды налоговых периодов согласно приложению № 1 к порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденному приказом ФНС России от 31 марта 2017 гола № ММВ-7-21/271@ (приложение № 3 к данному приказу):

Код Наименование
34 Календарный год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации

Отчетными периодами признаются:

  • первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года по налогу, если налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости имущества;
  • первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года по налогу, исчисляемому исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 379 НК РФ).

При заполнении «Отчетный период» титульного листа налогового расчета авансовых платежей следует указывать коды отчетных периодов согласно приложению № 1 к порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденному приказом ФНС России от 31 марта 2017 гола № ММВ-7-21/271@ (приложение № 6 к данному приказу):

Код Наименование
21 1 квартал
17 полугодие (2 квартал)
18 девять месяцев (3 квартал)
51 1 квартал при реорганизации (ликвидации) организации
47 полугодие (2 квартал) при реорганизации (ликвидации) организации
48 девять месяцев (3 квартал) при реорганизации (ликвидации) организации

Случаи досрочной отчетности по налогу на имущество

Право досрочной уплаты налогов дано налогоплательщикам пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса. Среднегодовую стоимость в отношении выбывшего имущества следует по правилам, установленным пунктом 4 статьи 376 кодекса, за период времени от начала календарного года по 1-е число месяца выбытия имущества с баланса.

Если собственник объекта недвижимости, находящегося вне места нахождения обособленного подразделения, продал его до окончания налогового периода (года) и списал его с баланса обособленного подразделения, он обязан представить налоговую декларацию и уплатить налог на имущество организаций. Период от начала календарного года до дня выбытия объекта с баланса в этом случае является налоговым периодом по налогу.

Сроки для подачи декларации и уплаты налога при этом совпадают со сроками, установленными для представления расчета по авансовому платежу за отчетный период, в котором объект недвижимости выбыл с баланса обособленного подразделения, и уплаты в бюджет авансового платежа. То есть ждать для этого 30 марта следующего года не следует. Такое разъяснение дал Минфин России в письме от 26 октября 2015 г. № 03-05-05-01/61337.

Если налоговая декларация не представлена до снятия объекта с учета, то после этой даты нужно отчитаться по месту нахождения головной организации, указав ОКТМО по месту нахождения выбывшего объекта недвижимого имущества или закрытого обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № БС-4-21/21110@).

Состав декларации по налогу на имущество организаций

Обращаем ваше внимание, что за 2017 год нужно будет сдавать налоговую декларацию по налогу на имущество организаций по новой форме, которую утвердила ФНС России приказом от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@.

Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов. Порядок ее заполнения приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271@.

В разделе 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» указывают сумму налога, которую надо заплатить в бюджет. Этот раздел заполняют в последнюю очередь. Дело в том, что данные, которые необходимы для его оформления, нужно взять из других разделов формы.

Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства» нужен для расчета среднегодовой стоимости имущества, с которой надо начислить налог. Здесь также указывают налоговую базу, ставку налога, сумму налоговых льгот и их код.

Раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». Его заполняют по недвижимому имуществу, облагаемому налогом исходя из среднегодовой стоимости, сумма налога в отношении которого исчисляется в Разделе 2;

Раздел 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость» содержит информацию о кадастровой и инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Здесь также указываются соответствующие ставки налога и сведения о налоговых льготах.

Иностранные фирмы, недвижимость которых не относится к деятельности через постоянные представительства, сдают декларацию в следующем составе:

  • титульный лист;
  • раздел 1;
  • раздел 3.

Остальные фирмы должны сдавать декларацию в полном объеме - титульный лист и все четыре раздела.

В письме ФНС России от 9 ноября 2016 г. № СД-4-3/21206@ указано, что в 2017 году на титульных листах налоговых деклараций за 2016 год нужно указывать коды по ОКВЭД2 («ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст). Но в уточненных декларациях за периоды до 2017 года, подаваемых после 1 января 2017 года, нужно указывать тот же ОКВЭД, что и в первичной отчетности.

Общие требования к заполнению отчетности по налогу на имущество организаций

Вот основные требования к заполнению налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

1. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

2. Страницы отчета имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа (листа 01). Порядковый номер записывается слева направо: для первой страницы «001», для 10 страницы, соответственно, «010»

3. Нельзя исправлять ошибки с помощью корректирующего средства.

4. Двусторонняя печать на бумажном носителе не допускается.

5. Скрепление листов степлером не допускается - оно приводит к порче бумажного носителя.

6. Заполнять бумажную форму только с использованием чернил черного, фиолетового или синего цвета.Текстовые поля заполняют заглавными печатными символами.

7. Заполнять поля текстовых, числовых, кодовых показателей нужно слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

8. При заполнении полей с использованием программного обеспечения:

  • значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу;
  • при распечатке на принтере допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры не должны изменяться;
  • печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.

Далее рассмотрим, как заполнять разделы декларации. Сведения в раздел 1 вписывают в последнюю очередь.

Извините, продолжение доступно только платным пользователям бератора

Сейчас вы можете купить бератор
со скидкой 2 000 рублей!
Ваши преимущества:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по самой выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
У вас есть вопросы?
Мы вам позвоним