.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Расчеты между российскими фирмами (резидентами) и иностранными фирмами (нерезидентами)

Последний раз обновлено:

Расчеты между российскими и иностранными фирмами можно проводить как в иностранной валюте, так и в рублях. Осуществляя экспортно-импортные операции, чаще всего приходится сталкиваться с фирмами-нерезидентами.

Репатриация валюты

Платежи по таким операциям в иностранной валюте происходят без ограничений. Однако в валютном законодательстве есть требование о «репатриации валюты» (ст. 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Репатриация валюты означает:

  • если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо при их неполучении вернуть деньги;
  • если ваша фирма экспортирует товары, работы или услуги, то вы обязаны обеспечить их полную оплату;
  • если вы выдали заем нерезиденту, вы обязаны обеспечить возврат займа в сроки, предусмотренные договором займа, а в случае невозврата займа получить страховую выплату по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по договору займа (получить выплату может быть поручено выгодоприобретателю по договору страхования риска невозврата заемных средств).

За тем, как российские фирмы соблюдают эти правила, следят агенты валютного контроля (например, банки, таможня, налоговая инспекция).

Как вы знаете, за операции по переводу денежных средств банки-корреспонденты взимают комиссию. Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 341-ФЗ внес поправки в Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которые с 27 октября 2019 года смягчили требования по репатриации валюты.

Так, не является нарушением этих требований:

  • получение экспортной выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам;
  • при расчетах с использованием трансферабельного (переводного) аккредитива.

Обязательное получение резидентом иностранной валюты Минфин собирается отменять для предприятий несырьевого неэнергетического экспорта:

  • с 2021 года на 10%;
  • с 2022 года – на 30%;
  • с 2025 года – полностью.

С 2020 года аналогичное послабление в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внесено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ в отношении рублевой выручки.

Проводя валютные операции, фирмы обязаны представить в свой банк документы, которые подтверждают обоснованность этих операций. Прежде всего это внешнеэкономический контракт.

Подробнее о том, как его оформить, смотрите раздел «Внешнеэкономический контракт» → подраздел «Как составить внешнеэкономический контракт».

Кроме того, подтверждающими документами, например, могут быть:

  • допсоглашения к контракту;
  • документы, которые подтверждают факт передачи товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  • претензии и рекламации;
  • решения судебных органов;
  • счета на оплату (инвойсы).

Если фирма переводит валюту за рубеж, эти документы она должна представить до перечисления денег. Если этого не сделать, работники банка откажутся провести платеж.

Обратите внимание: с 1 марта 2018 года справку о валютных операциях представлять не нужно (инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И). Обязательны документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций.

Когда фирма получает на свой счет валюту, то документы необходимо представить в течение пятнадцати рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты на счет (инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И).

Также с 27 октября 2019 года при расчетах с использованием трансферабельного (переводного) аккредитива агенты валютного контроля потребуют у резидента документы, подтверждающие расчеты по такому аккредитиву.

Что касается займов, то в уполномоченный банк резидент обязан сообщить об ожидаемом в соответствии с договором займа сроке возврата предоставленного нерезиденту займа (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Также установлены случаи освобождения резидентов-займодавцев от исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты и рублей:

  • если предоставление займа валютному нерезиденту связано с финансированием геологического изучения, разведки добычи полезных ископаемых по перечню из статьи 337 Налогового кодекса РФ. Обязательное условие для освобождения – условие договора займа о том, что возврат предоставленных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых, размера выручки от их реализации и при наступлении определенных событий происходит невозврат денежных средств (п. 8 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ);
  • при зачете встречных однородных требований по договорам займа, если встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа путем зачисления средств на счет резидента в уполномоченном банке (п. 9 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ);
  • когда договор займа связан с финансированием инвестиционной, инновационной деятельности, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента или происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента.

Административная ответственность за нарушения при репатриации валюты

Основной мерой наказания за нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф.

С 12 апреля 2020 года Федеральный закон от 1 апреля 2020 № 72-ФЗ ввел новый вид ответственности за нарушения, допущенные при репатриации валютных средств – предупреждение. Означает это некоторое смягчение действующих мер.

Таким образом, за нарушения при репатриации валюты предусмотрены такие административные меры.

За неполучение резидентом (организацией или предпринимателем) в срок на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся от нерезидента по договору поставки или займа, может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Штраф на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

За необеспечение поставки при импорте (неполучение денег за отгруженные нерезидентам товары) может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Штраф на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Также введена новая мера ответственности.

За совершение указанных правонарушений по однократно либо неоднократно в течение года проведенным валютным операциям, если сумма денежных средств превышает 100 млн. рублей (но при этом отсутствуют признаки уголовного правонарушения), предусматривается наложение штрафа:

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Понятно, что в абсолютном измерении штрафы будут весьма существенными.

И для должностных лиц наказание суровее - штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обратите внимание: частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за последующее осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных с нарушениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Это самостоятельное нарушение, предусматривающее административный штраф от 75 до 100 процентов от списанной «незаконной» суммы.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 установлено приостановление до 31 мая 2020 года инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Исключение составляют случаи, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В этих случаях такие нарушение разрешено проверить и вынести административное наказание.

Если причиной нарушения при репатриации валюты стала пандемия, избежать административного штрафа удастся только в случае, если будет доказано отсутствие вины участника ВЭД. Об этом говорится в Информационном письме Минфина от 20 марта 2020 г.

Если невыполнение обязанности по возвращению в РФ денег, уплаченных за сорванные поставки за рубеж, и если деньги за отгруженные нерезидентам товары не получены из-за ограничительных мер иностранных государств, предпринятых в связи с пандемией, российская фирма не будет считаться виновной в нарушении валютного законодательства.

Но свою невиновность нужно подкрепить доказательствами. Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД всеми возможными способами попытался соблюсти установленные законом обязанности.

В каждом конкретном случае решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.