.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Налогообложение внешнеторговых бартерных сделок

Последний раз обновлено:

Чтобы правильно рассчитать налоги, вам необходимо правильно определить цену сделки.

В общем случае выручка от проданных товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из тех цен, которые указаны в договоре. Считается, что эти цены соответствуют рыночным.

"Старые" правила

Налоговая инспекция может проверить внешнеторговые бартерные операции, проведенные до 1 января 2012 года, на предмет соответствия установленной вами цены рыночным. Контролерам это право предоставляет статья 40 Налогового кодекса. Напомним, что налоговики могут проверить не более трех лет, предшествующих году проведения проверки.

Если в результате проверки окажется, что цена, установленная договором, отклоняется от рыночной более чем на 20%, налоговикам дано право пересчитать выручку исходя из рыночной цены.

Если проверяющие решили доначислить вам налоги по статье 40 Налогового кодекса, не спешите с этим соглашаться. Решение инспекции можно и нужно обжаловать в суде. И тогда налоговики должны будут доказать, что цены, исходя из которых они рассчитали налоги, действительно являются рыночными. А это как раз очень непросто.

Сложившуюся арбитражную практику по статье 40 Налогового кодекса можно охарактеризовать как положительную для налогоплательщика.

Контролируемые внешнеторговые бартерные сделки

С 1 января 2012 года на смену статье 40 (а также - 20) Налогового кодекса пришли положения раздела V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". Этот раздел вводит понятие контролируемых сделок и относит к таковым, в частности, сделки в области внешней торговли биржевыми товарами (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Биржевыми товарами признаются:

  • нефть и нефтепродукты;
  • черные, цветные и драгоценные металлы, а также драгоценные камни;
  • минеральные удобрения.

Есть и еще одно условие: сумма доходов по совершенным с одним лицом сделкам должна превышать 60 млн. рублей за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Если фирма совершает контролируемые внешнеторговые бартерные сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Соответствующее уведомление представляется не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. Уведомление о контролируемых сделках за 2012 год нужно направлять в налоговый орган, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом превысит 100 млн. руб. На 2013 год лимит определен в 80 млн. руб. Эти ограничения должны учитываться и при проверке исчисления налогов в связи с совершением контролируемых сделок.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524.

Обращаем ваше внимание, что несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых внешнеторговых бартерных сделках влечет за собой наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налогоплательщик может в течение года ориентироваться на фактические цены сделок (например, уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль, исходя именно из них, а не из «рынка»). Когда же год закончится, можно скорректировать налоговую базу и доплатить недостающую сумму, если отклонение цен от рыночных повлекло занижение. При этом нужно будет сдать уточненные декларации. Образовавшуюся недоимку по всем налогам нужно будет погасить не позднее 28 марта следующего года.

Перечень налоговых проверок пополнился проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). С 1 января 2012 года запрещено проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки. Проводить соответствующие проверки будет ФНС России по месту нахождения соответствующего налогового органа (п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Основаниями для проведения проверки являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение налоговой инспекции, выявившей в ходе камеральной или выездной проверки факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.

Сама проверка не должна длиться больше шести месяцев, но этот срок может быть продлен.

Нужно иметь в виду, что проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Нормами Налогового кодекса закреплены методы, которые налоговики могут использовать при определении рыночных цен. Их пять:

  • метод сопоставимых рыночных цен. Этот метод является приоритетным, то есть применение других допускается только если его применение невозможно или выводы по нему могут быть недостоверны. Метод заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен. Такой интервал определяется в порядке, установленном статьей 105.9 Налогового кодекса;
  • метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ). При его применении сопоставляется валовая рентабельность, полученная стороной при перепродаже товара, приобретенного по анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности. Этот интервал определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;
  • затратный метод (ст. 105.11 НК РФ). Он заключается в сопоставлении валовой рентабельности затрат стороны анализируемой сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках. Этот показатель определяется по правилам статьи 105.8 Налогового кодекса;
  • метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ). Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности стороны анализируемой сделки с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;
  • метод распределения прибыли (ст. 105.13 НК РФ). По этому методу сопоставляются фактическое распределение совокупной прибыли сторон сделки и распределение прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются ее предмет и сроки. Эта справка вручается представителю организации.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен по контролируемым внешнеторговым бартерным сделкам от рыночных, и это отклонение повлекло занижение налогов, составляется акт проверки. Его тоже должны вручить налогоплательщику. На акт можно представить возражения в течение двадцати дней с момента его получения.

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, и вынесение решения производится в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите в личный кабинет



< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!