.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Таможенные операции для товаров, подлежащих обязательной сертификации

Последний раз обновлено:

Некоторые товары, поставляемые в Россию из-за рубежа, могут быть растаможены только при наличии сертификата.

Какие товары подлежат обязательной сертификации

Перечень ввозимых товаров, которые подлежат обязательной сертификации, приведен в постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Перечислим наиболее распространенные товары из этого перечня:

  • продукты питания и напитки;
  • некоторые нефтепродукты;
  • лекарства;
  • отдельные виды парфюмерной продукции (например, средства для отбеливания зубов);
  • стройматериалы;
  • бытовые электроприборы;
  • холодное и огнестрельное оружие;
  • средства связи.

Статья 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает, что обязательная сертификация проводится организациями, имеющими аккредитацию.

Как получить сертификат

Чтобы получить сертификат, нужно подать в эти организации заявку. Не позднее чем через месяц сертифицирующая организация представляет список необходимой технической документации и перечень испытательных лабораторий.

В испытательную лабораторию нужно представить образцы продукции. Затем она выдает протокол испытаний. Протокол и другую техническую документацию анализирует сертифицирующая организация, она же выносит решение о выдаче сертификата или отказе.

Срок действия каждого сертификата определяется сертифицирующей организацией. Он не может превышать три года.

Существует ряд международных соглашений о взаимном признании сертификатов. Это означает, что ввозимые товары сертифицируются за рубежом, а российская организация выдает свидетельство о признании зарубежного сертификата.

Обязанность иностранного поставщика представить вам сертификат нужно предусмотреть во внешнеэкономическом контракте.

Подробнее о том, как составить внешнеэкономический контракт, смотрите раздел «Внешнеэкономический контракт».

Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможню вместе с таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию России. В графе 44 ДТ под номером 6 указывают:

  • номер сертификата;
  • дату выдачи.

На таможню нужно передать копию сертификата, заверенную нотариально или организацией, выдавшей сертификат.

Если сертификат выдан за рубежом, его копия должна быть заверена выдавшей организацией или апостилем консульства России.

Если на момент прибытия товара на таможню сертификат соответствия не получен, в течение двух месяцев товар может храниться на таможне.

В течение этого срока необходимо получить сертификат.

Для этого импортер может с разрешения таможни брать пробы и образцы ввезенных товаров.

За хранение товаров на таможенном складе необходимо заплатить сбор за таможенное хранение.

Учет расходов на сертификацию

В бухгалтерском учете затраты на обязательную и добровольную сертификацию включают в состав расходов по обычным видам деятельности, в налоговом – в состав прочих расходов.

Раньше налоговые инспекторы настаивали на том, что затраты, связанные с их получением, нужно включать в расходы в течение срока действия сертификата, и только если он не имеет срока действия - единовременно. Однако впоследствии Минфин разрешил учитывать расходы на сертификацию единовременно и в том случае, когда он выдан на определенный срок. Сделать это можно в том периоде, когда получены документы, служащие основанием для расчетов (письмо Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719).

Минфин России в своем письме от 20 марта 2017 года № 03-03-06/1/15663 разъяснил, как вести налоговый учет расходов на обязательную сертификацию выпускаемой продукции.

По нормам статьи 264 Налогового кодекса прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включают, в том числе, расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

Кроме того, по положениям статьи 272 Налогового кодекса налоговая база включает расходы на оплату сторонним организациям за выполненные работы на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Расходы на сертификацию отражают в учете проводкой:

ДЕБЕТ 41 (08, 10, 20) КРЕДИТ 76 (60)

– отражены расходы по сертификации.

НДС по расходам на сертификацию зачитывается на общих основаниях.

Пример. Учет расходов по сертификации

ООО «Импортер» 10 сентября отчетного года ввезло для последующей перепродажи детские панамки. Контрактная стоимость – 2500 евро.

Курс евро на дату ввоза – 44 руб./EUR.

Чтобы ввезти детские головные уборы на территорию Российской Федерации, нужно получить сертификат.

Сертификат был получен 15 сентября текущего года.

Затраты на сертификацию составили 15 600 руб. (в том числе НДС – 2600 руб.).

Панамки были оприходованы 25 сентября. Сбор за таможенное хранение составил 72 руб.

Чтобы упростить пример, мы не будем рассматривать уплату других таможенных платежей.

Бухгалтер «Импортера» сделает такие проводки:

15 сентября

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 15 600 руб. – оплачена сертификация товара;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76

– 13 000 руб. (15 600 – 2600) – отражены затраты на сертификацию;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 2600 руб. – начислен НДС по сертификации.

Одновременно бухгалтер примет к вычету НДС:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 2600 руб. – зачтен НДС по сертификации;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с таможней по сборам за временное хранение»

– 72 руб. – начислены сборы за временное хранение;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с таможней по сборам за временное хранение» КРЕДИТ 51

– 72 руб. – оплачены сборы за временное хранение;

25 сентября

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 110 000 руб. (2500 EUR × 44 руб./EUR) – оприходован товар.

В налоговом учете затраты по сертификации в сумме 13 000 руб. включены в состав прочих расходов в сентябре.

Ввоз единичных образцов

Имейте в виду: чтобы не платить сборы за временное хранение, рекомендуем вам для получения сертификатов воспользоваться ввозом единичных образцов.

Ввоз образцов не подлежит сертификации (п. 4 Приложения к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294).

На таможне достаточно будет представить копии договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или письмо аккредитованной организации по сертификации.

В этом случае вы ввозите пробную партию товаров, проводите сертификацию, а затем уже закупаете необходимое вам количество этих товаров.

Таким образом, когда товар поступит на таможню, вы сможете сразу представить сертификат и не платить сборы за таможенное хранение.

Пример. Учет расходов по сертификации

ООО «Импортер» заключило договор с иностранной фирмой на покупку посудомоечных машин. Поставки машин по условиям договора будут осуществляться в два этапа. Чтобы ввезти оборудование на территорию Российской Федерации, нужно получить сертификат.

Для проведения сертификации «Импортер» 6 августа отчетного года ввез пробную партию посудомоечных машин (образец). Цена пробной партии – 200 евро.

Затраты на сертификацию составили 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Сертификат был получен 11 сентября отчетного года.

25 сентября текущего года поступила первая партия посудомоечных машин. Контрактная стоимость – 3000 евро. 19 октября поступила вторая партия.

Контрактная стоимость – 2000 евро.

Курс евро не изменялся и составил 43 руб./EUR.

Чтобы упростить пример, мы не будем рассматривать уплату таможенных платежей. Бухгалтер «Импортера» сделает такие проводки:

6 августа

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 8600 руб. (200 EUR × 43 руб./EUR) – получен пробный образец;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 12 000 руб. – оплачены расходы по сертификации;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 2000 руб. – начислен НДС по сертификации.

Одновременно бухгалтер примет к вычету НДС:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 2000 руб. – зачтен НДС по сертификации;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76

– 10 000 руб. (12 000 – 2000) – отражены расходы по сертификации;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 41

– 8600 руб. – передан образец для сертификации;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76

– 8600 руб. – стоимость образца списана на расходы по сертификации;

25 сентября

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 129 000 руб. (3000 EUR × 43 руб./EUR) – оприходована первая партия товаров.

19 октября

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 86 000 руб. (2000 EUR × 43 руб./EUR) – оприходована вторая партия товаров;

В налоговом учете затраты по сертификации в сумме 10 000 руб. включены в состав прочих расходов в сентябре.

Если вы ввозите только одну партию товара (в дальнейшем этот товар вы ввозить не будете), затраты по сертификации можно включить в стоимость приобретаемых товаров. На это необходимо указать в учетной политике.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.