Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-1/В-911 от 21.09.2016

 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-1/В-911 от 21.09.2016

 

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№ 14-1/В-911 от 21.09.2016

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел повторное обращение по вопросу применения статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся оплаты труда" и в дополнение к ответу Минтруда России от 23 августа 2016 г. № 14-1/В-802 сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее – Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

С учетом новой редакции статьи 136 Кодекса заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 Кодекса системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года, или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой статьи 136 Кодекса в новой редакции.

Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России М. С. МАСЛОВА

Комментарий эксперта

С 03.10.2016 вступила в силу поправка в части шестой статьи 136 Трудового кодекса РФ, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, в который она начислена (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда»).

Зарплата – это начисленное работнику вознаграждение за отработанное в конкретном периоде рабочее время, выполнение нормы труда (должностных обязанностей). Теперь за первую половину месяца ее следует выплатить в установленный день с 16-го по 30-е (31-е) число текущего периода, за вторую половину – с 1-го по 15-е число следующего месяца.

Однако работники, помимо окладов, получают еще и премии по итогам работы за прошедший период. Значит ли это, что к сроку выплаты премии с 3 октября применяются новые требования? Минтруд России считает, что нет, и вот почему.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих зарплаты, но в отличие от нее выплачиваются за иные, более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие). Они начисляются за результаты труда, достижение показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка этих показателей. Сроки выдачи стимулирующих выплат могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Значит, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам за определенный системой премирования период, например, за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года (или также указана конкретная дата ее выплаты), то это не будет нарушением требований Трудового кодекса РФ в новой редакции.

 
main image
 
Письмо Министерства финансов РФ № 03-02-07/1/45510 от 03.08.2016

 

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-02-07/1/45510 от 03.08.2016

Департаментом налоговой и таможенной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом.

Кодексом не предусмотрено направление требования об уплате пеней после направления требования по уплате недоимки.

ФНС России письмом от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 отмечено, что при применении пункта 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует учитывать, что положения данного пункта должны применяться с учетом изменений, внесенных в пункт 1 статьи 70 Кодекса, в части сроков направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа по задолженности, размер которой составляет менее 500 рублей.

Заместитель директора Департамента А. С. КИЗИМОВ

Комментарий эксперта

Минфин России разъяснил налогоплательщикам, как определить срок для выставления налоговой инспекцией требования об уплате пеней.

Срок для требования по налогам

Сроки для направления требования об уплате налога и сбора устанавливает статья 70 Налогового кодекса РФ. Эти сроки зависят от того, на каком основании возникла налоговая задолженность, а также от ее размера:

1) если налоги, пени, штраф, проценты, предусмотренные главой 9 Налогового кодекса РФ, начислены по итогам налоговой проверки – требование выставляют в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (п. 2, 3 ст. 70 НК РФ);

2) если задолженность обнаружена вне рамок налоговой проверки, срок направления требования зависит от общей суммы, указанной в нем задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам (п. 1, 3 ст. 70 НК РФ):

  • 500 рублей и более – в течение трех месяцев со дня выявления недоимки;
  • менее 500 рублей – в течение одного года со дня выявления недоимки.

Срок для требования по пеням

Как такового отдельного срока для направления требования об уплате пеней в ситуации, когда сумма задолженности по налогам уже уплачена, Налоговый кодекс РФ не содержит. В нем лишь сказано, что правила, установленные статьей 70, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате и пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

В связи с этим Пленум ВАС РФ в пункте 51 постановления от 30.07.2013 № 57 разъяснил: поскольку пени могут быть уплачены как одновременно с налогом, так и после уплаты налога, требование об уплате пеней на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется в следующие сроки:

  • не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки;
  • не позднее трех месяцев с момента уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Указанные разъяснения Пленума ВАС РФ были даны без учета внесенных в пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ изменений по продолжительности установленного срока. Соответственно, указанный Пленумом ВАС РФ порядок применим только к задолженности по пеням, размер которой составляет 500 рублей и более. А в отношении задолженности по пеням менее 500 рублей у налоговых органов есть на выставление требования один год, который также начинает отсчитываться либо с момента уплаты всей суммы недоимки, либо с даты уплаты последней части недоимки в случае погашения ее частями.

Если срок нарушен

Последствия нарушения сроков направления требования об уплате налогов (пеней, штрафов, процентов) Налоговый кодекс РФ не определяет. На практике налоговые инспекции выставляют требование и после истечения установленного для этого срока. При этом они исходят из позиции, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11, согласно которой данное нарушение само по себе не влечет недействительности требования при условии, что на момент его выставления не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности.

Стоит также помнить, что пропуск срока выставления требования не увеличивает срок принудительного взыскания налоговых платежей. На это указывается, к примеру, в определении Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 № 822-О, постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11. Отметим, что ФНС России письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@ направила для использования в работе Обзор судебных актов, в котором содержится в том числе упомянутое определение Конституционного Суда РФ.

О несоблюдении сроков принудительного взыскания налогоплательщик может заявить при обжаловании:

  • требования, направленного ему в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса РФ;
  • решения о взыскании за счет денежных средств, принятого в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ,

а также в качестве возражений на иск, предъявленный налоговой инспекцией по правилам статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

 
main image
 
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-1/ООГ-8532 от 23.09.2016

 

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
№ 14-1/ООГ-8532 от 23.09.2016

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда Российской Федерации рассмотрел обращение и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее – Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

С учетом новой редакции статьи 136 ТК РФ заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и могут выплачиваться за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой статьи 136 ТК РФ в новой редакции.

Документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты заработной платы, в указанной статье перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выплаты заработной платы.

Таким образом, дни выплаты заработной платы могут быть указаны в любом из перечисленных документов.

Заместитель директора – начальник отдела оплаты труда Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства А. В. ФРОЛОВА

Комментарий эксперта

Заработная плата начисляется работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, выполнение нормы труда (должностных обязанностей), в то время как стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), хотя и являются одной из составляющих зарплаты, но могут выплачиваться за иные, более продолжительные периоды, чем полмесяца – за месяц, квартал, год. Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

С 03.10.2016 вступила в силу поправка в части шестой статьи 136 Трудового кодекса РФ. Теперь конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, в который она начислена (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ).

По мнению Минтруда России, эта поправка не меняет порядок выплаты зарплаты. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам, которые производятся не реже чем каждые полмесяца. Но с учетом поправки зарплата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16-го по 30-е (31-е) число текущего периода, за вторую половину – с 1-го по 15-е число следующего месяца.

Сроки выплаты зарплаты могут быть установлены правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. Перечисленные документы равнозначны, поэтому дни выплаты заработной платы можно прописать в любом из них.

Что же касается премий, то новшество не затронуло порядок и сроки их выплаты работникам. Сроки для стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Об этом Минтруд России уже сообщал ранее – в письмах от 21.09.2016 № 14-1/В-911, от 23.08.2016 № 14-1/В-800.

 
main image
 
Приказ Фонда социального страхования РФ № 382 от 26.09.2016

 

Приказ Фонда социального страхования РФ
№ 382 от 26.09.2016

О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРИКАЗА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 2015 Г. № 59 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО НАЧИСЛЕННЫМ И УПЛАЧЕННЫМ СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ И ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, А ТАКЖЕ ПО РАСХОДАМ НА ВЫПЛАТУ СТРАХОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ" И ПРИКАЗОВ О ВНЕСЕНИИ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

В целях приведения нормативных актов Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации приказываю:

1. Признать утратившими силу:

приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный № 36505);

приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 304 "О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2015 г., регистрационный № 38480);

приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 54 "О внесении изменений в приложения № 1 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2016 г., регистрационный № 41441);

приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 июля 2016 г. № 260 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2016 г., регистрационный № 42919).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2017 года.

Председатель Фонда А. С. КИГИМ

Комментарий эксперта

В следующем году перед налоговыми органами поставлена задача по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджетную систему РФ. Поэтому с 01.01.2017 вопросы уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование будет регулировать Налоговый кодекс РФ.

Соответствующие изменения в законодательство о страховых взносах и в Налоговый кодекс РФ были внесены Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

В то же время по окончании текущего года за ФСС РФ сохраняется администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расчетным периодом по взносам «по травме» будет считаться календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 1, 2 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее – Закон № 125-ФЗ). Поэтому со следующего года нужно будет ежеквартально (в те же сроки, что и сейчас) сдавать новый расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (новую форму 4 – ФСС) (пп. 17 п. 2 ст. 17, ст. 24 Закона № 125-ФЗ). Она уже утверждена приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381 для представления с I квартала 2017 года.

Логично, что с отчетности за I квартал 2017 года будет отменена действующая сейчас форма 4 – ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59 (далее – Приказ № 59). Комментируемым приказом фонд отменил также иные собственные приказы, которыми вносились изменения в Приказ № 59.

 
main image
 
Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/51687 от 05.09.2016

 

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/51687 от 05.09.2016

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета сумм ущерба, возмещенных организации виновным лицом, и сообщает следующее.

Согласно пункту 23 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 264 Кодекса расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года. В случае если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.

Таким образом, в случае если по истечении трех месяцев после окончания обучения физическое лицо не заключило трудовой договор с организацией, оплатившей обучение, расходы, связанные с оплатой обучения, понесенные организацией, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с положением пункта 3 статьи 264 Кодекса.

Как следует из письма, условиями заключаемых договоров на обучение предусмотрено, что, если физическое лицо не заключает с налогоплательщиком трудовой договор в течение трех месяцев с момента окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, данное физическое лицо или, в отдельных случаях, организация, с которой указанное физическое лицо заключило трудовой договор, возмещает налогоплательщику понесенные затраты.

На основании статьи 250 Кодекса суммы компенсаций стоимости обучения, предусмотренные договором, которые выплачиваются физическим лицом или организацией – работодателем данного физического лица, включаются в состав внереализационных доходов и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организации, оплатившей это обучение.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Заместитель директора Департамента А. А. СМИРНОВ

Комментарий эксперта

Организация оплатила обучение лицу, не являвшемуся ее работником. Одним из условий договора было соглашение о возмещении стоимости обучения, если в течение трех месяцев после окончания учебы трудовой договор не будет заключен.

Затраты на обучение – в прочие расходы

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эта норма применяется и в случае, если организация оплачивает обучение человеку, который не является ее работником.

Но чтобы учесть расходы, нужно соблюсти порядок, предусмотренный пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

1. Договор на обучение должен быть заключен с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус.

2. Прошедшие обучение физические лица, не являющиеся работниками организации, оплатившей обучение, должны не позднее трех месяцев после окончания обучения заключить с ней трудовой договор и отработать у нее не менее одного года.

При неисполнении второго условия для организации возникают налоговые последствия.

Трудовой договор прекращен в течение года

Если трудовой договор между физическим лицом, прошедшим обучение, и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, организация обязана включить сумму платы за обучение во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие трудовой договор (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключение составляют случаи, когда договор прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Эти случаи перечислены в статье 83 Трудового кодекса РФ:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда, если невозможно перевести работника на другую работу;
  • неизбрание на должность;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;
  • смерть работника либо работодателя – физического лица, а также признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим;
  • наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, если невозможно перевести его на другую работу;
  • истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), если это влечет за собой невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести его на другую работу;
  • прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;
  • отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе и т. д.

Трудовой договор не заключен

Если трудовой договор с физическим лицом не был заключен по истечении трех месяцев после окончания его обучения, то, по мнению Минфина России, понесенные организацией расходы на обучение следует включить во внереализационные доходы по аналогии с вышеназванным случаем на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ в отчетном (налоговом) периоде, в котором истек трехмесячный срок заключения трудового договора.

Физлицо возмещает стоимость обучения

Условиями договоров на обучение может быть предусмотрено, что если физическое лицо не заключает с организацией трудовой договор в течение трех месяцев с момента окончания обучения, то данное лицо или другая фирма, куда трудоустроился прошедший обучение человек, возмещает организации затраты на обучение.

В таком случае, по мнению Минфина России, суммы компенсаций тоже включаются в состав внереализационных доходов, но уже на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

 
main image
 
Письмо Федеральной налоговой службы № АС-4-7/12625@ от 13.07.2016

 

Письмо Федеральной налоговой службы
№ АС-4-7/12625@ от 13.07.2016

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщает следующее.

Статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1) обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение налоговыми органами норм, закрепленных Кодексом, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

Таким образом, налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов налоговой проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении возможности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо отметить следующее.

Федеральным законом № 130-ФЗ пункт 1 статьи 101 Кодекса дополнен абзацем вторым, согласно которому в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 указанной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи.

Также указанным законом статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса, в которой предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, норма последнего предложения абзаца первого пункта 1 статьи 101 Кодекса распространяется на абзац второй пункта 1 статьи 101 Кодекса.

Вместе с тем в абзаце первом пункта 1 статьи 101 Кодекса установлена возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения на срок не более чем один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки в совокупности.

В этой связи принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возможно в том случае, если общий срок продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не будет превышать один месяц.

Действительный государственный советник Российской Федерации
2 класса С. Н. АНДРЮЩЕНКО

Комментарий эксперта

ФНС России дала разъяснения о возможности продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Сроки, в течение которых налоговая инспекция обязана рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика на акт проверки и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, установлены статьями 100 и 101 Налогового кодекса РФ.

В частности, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки должен принять одно из решений (п. 1, 7 ст. 101 НК РФ):

  • или решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
  • или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

При вынесении решений по результатам проверок, завершенных после 02.06.2016, срок для принятия решения установлен равным 10 дням после окончания месяца, отведенного налогоплательщику на представление письменных возражений по акту проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

ФНС России считает, что налоговая инспекция вправе без рассмотрения материалов налоговой проверки принять решение о продлении срока их рассмотрения в последний день указанного 10-дневного срока. Далее, после рассмотрения материалов налоговой проверки, инспекция принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок для решения по материалам дополнительных мероприятий

Если принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен по результатам рассмотрения:

  • акта налоговой проверки;
  • других материалов налоговой проверки;
  • дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • письменных возражений налогоплательщика

принять одно из решений (абз. 2 п. 1 ст. 101 НК РФ):

  • или решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

То есть после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

По проверкам, завершенным после 02.06.2016, срок для принятия указанных решений не должен превысить 10 дней со дня истечения срока, отведенного налогоплательщику на представление письменных возражений по дополнительным мероприятиям налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

ФНС России считает, что продление срока для рассмотрения материалов налоговой проверки и для вынесения решения возможно не более чем на один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов проверки в совокупности. Значит, продлить срок рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля можно, только если общий срок продления (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий и после принятия этого решения) не будет превышать один месяц.


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх