Общество
График выходных и праздничных дней на 2018 год утвержден
Правительство приняло решение о переносе праздничных дней в следующем году.
Согласно документу, выходной день в субботу 6 января 2018 года будет перенесен на пятницу 9 марта. С воскресенья 7 января на среду 2 мая, с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля, с субботы 9 июня на понедельник 11 июня и с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.
Таким образом, отдыхать будем с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года, с 23 по 25 февраля, с 8 марта по 11 марта, с 29 апреля по 2 мая, один день 9 мая, с 10 июня по 12 июня, а также с 3 ноября по 5 ноября.
Налоги
Проценты за просрочку возврата госпошлины: как считать?
Излишне уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату на основании заявления плательщика, по правилам, установленным для налоговых платежей (п. п. 6, 14 ст. 78 НК РФ). В случае нарушения срока для возврата на сумму переплаты, подлежащую возврату, начисляются проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, нужно ли при расчете процентов учитывать день возврата переплаты и из какого количества дней в году следует исходить.
В связи с этим Минфин России в письме от 18.07.2017 № 03-05-04-03/45570 напомнил: руководствоваться следует постановлением Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012. В нем сказано: в период просрочки следует включить день возврата денежных средств, а при определении суммы процентов нужно исходить из количества дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Аналогичный порядок начисления процентов за несвоевременный возврат переплаты по госпошлине установлен Указанием Банка России от 30.12.2013 № 3165-У.
Проверки
Необоснованную налоговую выгоду будут выявлять по-новому
Как ФНС России будет применять вступившие в силу поправки, направленные на пресечение схем ухода от налогов?
Напомним, Налоговый кодекс пополнился новой статьей 54.1, которая запрещает схемы ухода от налогов: там говорится, что налогоплательщик не вправе уменьшать платежи или налоговую базу за счет искажения информации о хозяйственной жизни, объектах налогообложения и налоговой отчетности. Помимо этого, налоговики получили право отказывать в возмещении НДС или в уменьшении налоговой базы, если обосновывающий документ (договор, акт, счет-фактуру и прочее) подписало неуполномоченное или неустановленное лицо.
Если раньше при борьбе с такими схемами налоговики руководствовались исключительно судебной практикой, то теперь у них появился собственный инструмент для этого – закон. По ее словам, за последние годы сформировалось много подходов по борьбе с уходом от налогов, которые, наконец, получили свое законодательное закрепление.
Например, есть схемы с неправомерным использованием налоговых льгот, налоговых ставок, когда все действия совершаются только для того, чтобы меньше заплатить налогов, хотя условия для предоставления законных льгот не соблюдаются. Есть фирмы-однодневки, с помощью которых создается формальный документооборот. С этими контрагентами не совершается реальных сделок, но налогоплательщик имеет возможность заявить налоговые вычеты и уменьшить свою налоговую базу, тем самым нанося ущерб бюджету. О таких схемах идет речь в законе.
Законом на налоговиков возложена обязанность по доказыванию фактов налоговых злоупотреблений в рамках проверок. Таким образом, будут применяться обычные процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств – речи о дополнительных полномочиях для ФНС не идет. Положения поправок будут применяться только к тем проверкам, которые начались после их вступления в силу.
На государство возложена обязанность отказаться от формального подхода – не должно предъявляться претензий по второму, третьему, четвертому звеньям контрагентов., а речь должна идти только о реальности или нереальности сделок с первым контрагентом. Налогоплательщики же обязаны нести ответственность за выбор своего контрагента. Это в интересах бизнеса – добросовестные налогоплательщики не могут конкурировать с компаниями, минимизирующими свои налоги и получающими с этого доход.
Взносы
Отчет по страховым взносам при реорганизации
ФНС России в письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12088 разъяснила, как отчитаться по страховым взносам в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения.
По мнению контролирующих органов, в 2017 году при реорганизации юридического лица база для начисления страховых взносов правопреемнику не передается. Расчетный период по страховым взносам для правопредшественника заканчивается в день завершения реорганизации. Это правило распространяется, в том числе, на случаи реорганизации в форме присоединения.
А правопреемник должен перечислить страховые взносы за последний расчетный период правопредшественника и отчитаться по ним - сдать расчет по страховым взносам за последний расчетный период правопредшественника.
Также ФНС России прокомментировала заполнение при присоединении титульного листа расчета по страховым взносам и указание в разделе 1 расчета кода ОКТМО.
Налогт
Уменьшение налога на имущество – это доход
Облагается налогом на имущество у российских организаций (п. 1 ст. 374, п. п. 1, 7 ст. 378.2 НК РФ):
- движимое и недвижимое имущество, отраженное в бухгалтерском учете в качестве основных средств (в том числе переданное в аренду, во временное владение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);
- недвижимость из утвержденного в субъекте РФ перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не отраженные в бухгалтерском учете в качестве основных средств.
При этом не облагаются налогом на имущество организаций объекты, перечисленные в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, в том числе основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.
Срок для уплаты налога на имущество организаций субъекты РФ устанавливают самостоятельно. Вносить авансовые платежи нужно, если в субъекте РФ действуют отчетные периоды по налогу на имущество (п. п. 1, 2 ст. 383 НК РФ).
Если сумма налога на имущество или авансового платежа ошибочно завышена, то организация вправе (но не обязана) подать уточненную отчетность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
В налоговом учете начисленный налог на имущество (авансовые платежи по нему) включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Уменьшение суммы налога на имущество в связи с подачей уточненной декларации, по мнению Минфина России, приводит к возникновению внереализационного дохода в периоде корректировки. Поэтому доначисление налога на прибыль и штраф организации не грозят (письмо Минфина России от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941).
Учет
Бухгалтерские услуги: требования к предпринимателю
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организует руководитель организации или иного экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Руководитель может принять ведение бухгалтерского учета на себя, если экономический субъект вправе вести бухгалтерский учет упрощенно. В остальных случаях руководитель обязан:
- или возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иного сотрудника);
- или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со сторонним исполнителем.
По мнению Минфина России, выраженному в письме от 19.05.2017 № 03-02-08/30885, индивидуальный предприниматель, если он заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должен заключить трудовой договор не менее чем с одним сотрудником, который соответствует требованиям части 6 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Речь идет о требованиях к уровню образования, к стажу работы по специальности, а также об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики.
Взносы
Перерасчет взносов: куда сдавать «уточненки»?
После передачи ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов за внебюджетными фондами сохраняется обязанность по:
- контролю за уплатой взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 - в порядке, действовавшем до 01.01.2017;
- приему уточненных расчетов по формам РСВ-1 ПФР и прежней форме 4-ФСС за периоды, истекшие до 01.01.2017 - в порядке, действовавшем до 01.01.2017.
Значит, в 2017 году сдавать уточненные расчета по страховым взносам за периоды до 2017 года следует в свое территориальное отделение ПФ РФ или ФСС РФ. Об этом ФНС России напомнила в письме от 01.09.2017 N БС-4-11/17464.
Данное правило касается и случаев перерасчета страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017. Перерасчет взносов за эти периоды не отражают в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговую инспекцию.
Налоги
Налог на имущество при лизинге
Арбитражный суд Московского округа принял постановление от 11.07.2017 № Ф05-8887/2017 по делу № А40-202144/2016 - об учете стоимости предметов лизинга при определении налоговой базы по налогу на имущество.
Суть спора в следующем. Организация передала контрагенту транспортные средства в лизинг с правом последующего выкупа, если не будет долгов по лизинговым платежам. Предметы лизинга оставались на балансе организации.
По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель не погасил полностью долг по внесению лизинговых платежей, но лизинговое имущество не вернул. Поэтому организация списала транспортные средства с учета и исключила их из расчета налоговой базы по налогу на имущество. Однако налоговая инспекция сочла это неправомерным.
Суд поддержал организацию. По мнению арбитров, так как организация не смогла самостоятельно установить новых владельцев лизингового имущества и истребовать его из их владения, она обоснованно списала эти объекты и исключила их из налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Налоги
Налоговый агент по НДС должен уплатить налог
ФНС России сообщила: Верховный Суд РФ признал правомерным взыскание с предпринимателя - налогового агента суммы НДС, не удержанной и не перечисленной им в бюджет при приобретении в собственность муниципальной недвижимости.
Суть дела в следующем. Инспекция установила, что предприниматель, применяющий УСН, систематически приобретал недвижимость у Комитета по управлению муниципальным имуществом для последующей перепродажи или сдачи в аренду. При этом он не удерживал и не перечислял в бюджет НДС с цены сделок.
Суды трех инстанций сочли обязанным перечислить налог в федеральный бюджет муниципальное образование, поскольку оно получило спорную сумму налога в составе платежей по договорам.
Однако Верховный Суд РФ решил иначе. По его мнению, муниципальное образование не является налогоплательщиком НДС, поэтому взыскание налога с предпринимателя, как обязанного перед бюджетом лица, правомерно.